РПВ 2023-2024

УТВЕРЖДЕНО
совета
от 25.08.2023
СОШ № 9
.В. Онищенко

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
на 2023-2024 учебный год
муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №9 имени
В.Л.Скрипалева Белоглинского района»
Краснодарский край, Белоглинский район,
село Белая Глина, ул. Красная, 132

1

Оглавление
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

РАЗДЕЛ 1.
«ЦЕЛЕВОЙ»

6-20

РАЗДЕЛ 2. «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА

21

РАЗДЕЛ 3

22

ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

22

3.1.Модуль «Основные школьные дела»

22-25

3.2.Модуль «Классное руководство»

25-27

3.3.Модуль «Внеурочная деятельность»

28-30

3.4. Модуль «Урочная деятельность»

30-31

3.5.Модуль «Самоуправление и детские общественные организации»

31-33

3.6.Модуль «Профилактика»

33-34

3.7.Модуль «Профориентация»

34-35

3.8.Модуль «Взаимодействие с родителями»

35-37

3.9. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

37-38

РАЗДЕЛ 4

38

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ

38-40

РАЗДЕЛ 5

40-126

ПРИЛОЖЕНИЕ
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа воспитания направлена на решение проблем
вхождения

школьников

в

социальный

мир

и

налаживания

гармоничного
ответственных

взаимоотношений с окружающими их людьми. Воспитательная программа показывает,
каким образом педагоги могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с
детьми деятельности.
В

центре

программы

воспитания

муниципального

бюджетного

общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа№9 имени
В.Л. Скрипалева

Белоглинского

района»

обучающихся в соответствии с ФГОС

находится личностное развитие

НОО, ООО, СОО формирование у них

системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из
результатов реализации программы школы станет приобщение обучающихся к
российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в
российском обществе.
Данная программа воспитания разработана:
•

на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», с учётом Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года и Плана мероприятий по ее реализации в 20212025 гг., № 996-р и Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах
(Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р);

•

на основе Федерального закона от 04.09.2022г №371-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации»

•

стратегии национальной безопасности Российской Федерации, (Указ Президента
Российской Федерации от 02.07.2021 № 400)

•

Приказом Минпросвещения Российской Федерации № 992 от 16 ноября 2022 года
«Об утвеждении Федеральной образовательной программы начального общего
образования»;

•

Приказом Минпросвещения Российской Федерации № 993 от 16 ноября 2022 года
«Об утвеждении Федеральной образовательной программы основного общего
образования»;

•

Приказом Минпросвещения Российской Федерации № 1014 от 23 ноября 2022 года
«Об утвеждении Федеральной образовательной программы среднего общего
образования»;
3

•

Приказом Минпросвещения Российской Федерации № 874 от 30 сентября 2022
года «Об утверждении порядка разработки и утверждения Федеральных основных
общеобразовательных программ»;

•

Приказом Минпросвещения Российской Федерации № 712 от 11 декабря 2020 г.
«О

внесении

образовательные

изменений
стандарты

в

некоторые

общего

Федеральные

образования

по

государственные

вопросам

воспитания

обучающихся»
•

Письма Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июля 2022
года № АБ-1951/06 «Об актуализации примерной рабочей программы воспитания»,
в соответствии с примерной программой воспитания, одобренной решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 23.06.2022г. № 3/22).
Программа является методическим документом, определяющим комплекс

основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой в школе,
разрабатывается с учетом государственной политики в области образования и
воспитания.
Программа основывается на единстве и преемственности образовательного
процесса на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего
образования, соотносится с примерными рабочими программами воспитания для
организаций, реализующих образовательные программы дошкольного, среднего
профессионального образования.
Программа предназначена для планирования и организации системной
воспитательной деятельности с целью достижения обучающимися личностных
результатов образования, определённых ФГОС;
Разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов управления
школой (в том числе советов обучающихся), советов родителей.
Реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой
совместно с семьей и другими участниками образовательных отношений,
социальными институтами воспитания.
Предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным
духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы,
правилам и нормам поведения в российском обществе.
Предусматривает историческое просвещение, формирование российской
культурной и гражданской идентичности обучающихся.
4

В соответствии с ФГОС личностные результаты освоения программ общего
образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе в
процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе
в части: гражданского, патриотического, духовно-нравственного, эстетического,
физического, трудового, экологического, познавательного воспитания.
Программа включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.
При разработке или обновлении рабочей программы воспитания ее содержание, за
исключением целевого раздела, может изменяться в соответствии с особенностями
образовательной организации: организационно-правовой формой, контингентом
обучающихся и их родителей (законных представителей), направленностью
образовательной программы, в том числе предусматривающей углубленное изучение
отдельных учебных предметов, учитывающей этнокультурные интересы, особые
образовательные потребности обучающихся.

Приложение — календарный план воспитательной работы.

5

Раздел I. Целевой
Содержание

воспитания

обучающихся

в

образовательной

организации

определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и
ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности
и

нормы

определяют

инвариантное

содержание

воспитания

обучающихся.

Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся включает духовнонравственные ценности культуры, традиционных религий народов России.
Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется
и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере
воспитания. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей
является

развитие

высоконравственной

личности,

разделяющей

российские

традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями,
способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к
мирному созиданию и защите Родины.
Участниками образовательных отношений в части воспитании являются
педагогические и другие работники школы, обучающиеся, их родители (законные
представители), представители иных организаций в соответствии с законодательством
Российской

Федерации,

локальными

актами

школы.

Родители

(законные

представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на
воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
Нормативные ценностно-целевые основы воспитания обучающихся в школе
определяются содержанием российских гражданских (базовых, общенациональных)
норм и ценностей, основные из которых закреплены в Конституции Российской
Федерации.
С

учетом

мировоззренческого,

этнического,

религиозного

многообразия

российского общества ценностно-целевые основы воспитания обучающихся включают
духовно-нравственные ценности культуры народов России, традиционных религий
народов России в качестве вариативного компонента содержания воспитания,
реализуемого на добровольной основе, в соответствии с мировоззренческими и
культурными особенностями и потребностями родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся.
Воспитательная

деятельность

в

школе

реализуется

в

соответствии

с

приоритетами государственной политики в сфере воспитания, зафиксированными в
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
6

Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является
развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные
духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной
реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному
созиданию и защите Родины.

1.1. Цели и задачи
Современный

российский

общенациональный

воспитательный

идеал

-

высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий
судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и
будущее

страны,

укорененный

в

духовных

и

культурных

традициях

многонационального народа Российской Федерации. В соответствии с этим идеалом и
нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере образования, цель
воспитания обучающихся в школе: развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества и государства;
формирование

у

обучающихся

чувства

патриотизма,

гражданственности,

уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного
отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде.

Задачами воспитания обучающихся в школе являются:
•

усвоение ими знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций,

которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
•

формирование и развитие позитивных личностных отношений к этим

нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
•

приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям

социокультурного

опыта

поведения,

общения,

межличностных

и

социальных

отношений, применения полученных знаний и сформированных отношений на
практике (опыта нравственных поступков, социально значимых дел).
•

достижение личностных результатов освоения общеобразовательных
7

программ в соответствии с ФГОС НОО ООО СОО.
1.2.

Личностные результаты освоения обучающимися образовательных

программ включают:
-

осознание российской гражданской идентичности;

-

сформированность ценностей самостоятельности и инициативы;

-

готовность

обучающихся

к

саморазвитию,

самостоятельности

и

личностному самоопределению;
-

наличие

мотивации

к

целенаправленной

социально

значимой

деятельности;
-

сформированность

внутренней

позиции

личности

как

особого

ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, в
соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и
духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,
развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности, уважения к
памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества и старшему поколению,
закону и правопорядку, труду, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде.
Воспитательная деятельность в образовательной организации планируется и
осуществляется

на

основе

аксиологического,

антропологического,

культурно-

исторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с
учетом

принципов

воспитания:

гуманистической

направленности

воспитания,

совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру,
безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.

1.3. Направления воспитания
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности
школы в соответствии с ФГОС по направлениям воспитания:

8

- гражданское воспитание, формирование российской гражданской
идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу
России как источнику власти в российском государстве и субъекту тысячелетней
Российской государственности, изучение и уважение прав, свобод и обязанностей
гражданина Российской Федерации; (ведется совместная работа с территориальной
избирательной комиссией)
- патриотическое воспитание - воспитание любви к родному краю, Родине,
своему народу, уважения к другим народам России, формирование общероссийской
культурной идентичности (проведение общешкольных ключевых дел к Дню
защитников Отчества, Дням воинской славы, Дню Победы, Дню освобождения от
немецко - фашистских захватчиков и другие);
- духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе духовнонравственной культуры народов России, традиционных религий народов России,
формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности,
доброты, милосердия, сопереживания, справедливости, коллективизма, дружелюбия и
взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков, их вере и культурным
традициям (совместная работа с Классической православной гимназией Святого
праведного Иоанна Кронштадтского, Школьным музеем, организуется помощь детям
войны и ветеранам педагогического труда, бойцам РФ специальной операции на
Украине);
- эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на основе
российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам
отечественного и мирового искусства (посещение музеев и театров региона,
экскурсионные поездки по городам России);
- физическое воспитание: развитие физических способностей с учётом
возможностей и состояния здоровья, формирование культуры здорового образа жизни,
эмоционального благополучия, личной и общественной безопасности, навыков
безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях
(работа Школьного спортивного клуба, участие в спортивных соревнованиях города и
региона);
- трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность,
получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно
достойном труде в российском обществе, на достижение выдающихся результатов в
9

труде, профессиональной деятельности (организация дежурств в школе, в кабинетах
ОО, школьных клумбах и субботники на территории школьного двора);
- экологическое воспитание: формирование экологической культуры,
ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе
российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны и защиты
окружающей среды (участие в экологических акциях «Бегите воду», «Эколята»,
«Бумаге - вторая жизнь и др.);
- познавательное направление воспитания: стремление к познанию себя и
других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с
учётом личностных интересов и потребностей. (участие в научно-практических
конференциях онлайн и офлайн, Рождественских чтениях, конкурсе чтецов, конкурсах
и фестивалях науки и творчества).
1.4 На каждом уровне воспитания выделяются свои целевые приоритеты
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего
образования

Целевые ориентиры
Гражданско-патриотическое воспитание
Знающий и любящий свою малую родину, свой край.
Имеющий представление о своей стране, Родине - России, ее территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу, этнокультурную идентичность,
проявляющий уважение к своему и другим народам.
Сознающий свою принадлежность к общности граждан России;
Понимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и будущему своей малой
родины, родного края, своего народа, российского государства.
Имеющий первоначальные представления о своих гражданских правах и обязанностях,
ответственности в обществе и государстве.
Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего
региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним
уважение.
Духовно-нравственное воспитание
Понимающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и
достоинство каждого человека.
10

Умеющий анализировать свои и чужие поступки с позиции их соответствия нравственным
нормам, давать нравственную оценку своим поступкам, отвечать за них.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь,
выражающий неприятие любых форм поведения, причиняющего физический и моральный вред
другим людям.
Понимающий необходимость нравственного совершенствования, роли в этом личных
усилий человека, проявляющий готовность к сознательному самоограничению.
Владеющий первоначальными навыками общения с людьми разных народов,
вероисповеданий.
Знающий и уважающий традиции и ценности своей семьи, российские традиционные
семейные ценности (с учетом этнической, религиозной принадлежности).
Сознающий и принимающий свой половую принадлежность, соответствующие ему
психологические и поведенческие особенности с учетом возраста.
Владеющий первоначальными представлениями о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
Испытывающий нравственные эстетические чувства к русскому и родному языкам,
литературе.
Знающий и соблюдающий основные правила этикета в обществе.
Эстетическое воспитание
Проявляющий уважение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к
разным видам искусства, творчеству своего народа, других народов России.
Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, искусства.
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве,
творчестве людей.
Физическое воспитание
Соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа
жизни, в том числе в информационной среде.
Ориентированный на физическое развитие, занятия спортом.
Бережно относящийся к физическому здоровью и душевному состоянию своему и других
людей.
Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного
поведения в быту, природе, обществе.
11

Трудовое воспитание
Сознающий ценность честного труда в жизни человека, семьи, народа, общества и
государства.
Проявляющий уважение к труду, людям труда, ответственное потребление и бережное
отношение к результатам своего труда и других людей, прошлых поколений.
Выражающий желание участвовать в различных видах доступного по возрасту труда,
трудовой деятельности.
Проявляющий интерес к разным профессиям.
Экологическое воспитание
Понимающий зависимость жизни людей от природы, ценность природы, окружающей
среды.
Проявляющий любовь к природе, бережное отношение, неприятие действий, приносящих
вред природе, особенно живым существам.
Выражающий готовность осваивать первоначальные навыки охраны природы,
окружающей среды и действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими
нормами.
Познавательное воспитание
Выражающий познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность
и самостоятельность в познании.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах как
компонентах единого мира, многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и
неживой природы, о науке, научном знании, научной картине мира.
Проявляющий уважение и интерес к науке, научному знанию в разных областях.

Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего
образования
Целевые ориентиры
Гражданское воспитание
Знающий и принимающий свою российскую гражданскую идентичность в поликультурном
и многоконфессиональном российском обществе, в современном мировом сообществе.
Проявляющий уважение, ценностное отношение к государственным символам России,
праздникам, традициям народа России.
Понимающий и принимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и будущему
12

народам России, тысячелетней истории российской государственности.
Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации
своих гражданских прав и свобод.
Ориентированный на участие на основе взаимопонимания и взаимопомощи в
разнообразной социально значимой деятельности, в том числе гуманитарной (добровольческие
акции, помощь нуждающимся и т.п.).
Принимающий участие в жизни школы (в том числе самоуправление), местного
сообщества, родного края.
Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма,
терроризма, коррупции в обществе.
Патриотическое воспитание
Сознающий свою этнокультурную идентичность, любящий свой народ, его традиции,
культуру.
Проявляющий уважение, ценностное отношение к историческому и культурному наследию
своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов,
проживающих в родной стране.
Сознающий себя патриотом своего народа и народа России в целом, свою общероссийскую
культурную идентичность.
Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории, культуры своего народа,
своего края, других народов России, Российской Федерации.
Знающий и уважающий боевые подвиги и трудовые достижения своих земляков, жителей
своего края, народа России, героев и защитников Отечества в прошлом и современности.
Знающий и уважающий достижения нашей общей Родины - России в науке, искусстве,
спорте, технологиях.
Духовно-нравственное воспитание
Знающий и уважающий основы духовно-нравственной культуры своего народа, других
народов России.
Выражающий готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных, социокультурных
ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков.
Ориентированный на традиционные духовные ценности и моральные нормы народов
России, российского общества в ситуациях нравственного выбора.
Выражающий активное неприятие аморальных, асоциальных поступков, поведения,
13

противоречащих традиционным в России ценностям и нормам.
Сознающий свою свободу и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства.
Понимающий ценность межрелигиозного, межнационального согласия людей, граждан,
народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий.
Выражающий уважительное отношение к религиозным традициям и ценностям народов
России, религиозным чувствам сограждан.
Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям,
институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания
детей.
Знающий язык, культуру своего народа, своего края, основы культурного наследия народов
России и человечества; испытывающий чувство уважения к русскому и родному языку,
литературе, культурному наследию многонационального народа России
Эстетическое воспитание
Проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание его
эмоционального воздействия, влияния на душевное состояние и поведение людей.
Знающий и уважающий художественное творчество своего и других народов,
понимающий его значение в культуре.
Сознающий значение художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в
искусстве.
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового художественного наследия,
роли народных традиций и народного творчества в искусстве.
Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, художественном
творчестве.
Физическое воспитание
Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности человека в обществе, значение
личных усилий человека в сохранении здоровья своего и других людей, близких.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность).
Проявляющий понимание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья.
14

Знающий и соблюдающий правила безопасности, в том числе безопасного поведения в
информационной, интернет-среде.
Способный адаптироваться к стрессовым ситуациям, меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысливая собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели.
Умеющий осознавать эмоциональное состояние свое и других, стремящийся управлять
собственным эмоциональным состоянием.
Обладающий первоначальными навыками рефлексии физического состояния своего и
других людей, готовый оказывать первую помощь себе и другим людям.
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты трудовой деятельности своей и других людей.
Выражающий готовность к участию в решении практических трудовых дел, задач (в семье,
школе, своей местности) технологической и социальной направленности, способный
инициировать, планировать и выполнять такого рода деятельность.
Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода на
основе изучаемых предметных знаний.
Сознающий важность обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на
протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в обществе.
Понимающий необходимость человека адаптироваться в профессиональной среде в
условиях современного технологического развития, выражающий готовность к такой адаптации.
Понимающий необходимость осознанного выбора и построения индивидуальной
траектории образования и жизненных планов получения профессии, трудовой деятельности с
учетом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологическое воспитание
Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения
задач в области охраны окружающей среды, планирования своих поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды.
Понимающий глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение
экологической культуры в современном мире.
Выражающий неприятие действий, приносящих вред природе, окружающей среде.
Сознающий свою роль и ответственность как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.
Выражающий готовность к участию в практической деятельности экологической,
15

природоохранной направленности.
Познавательное воспитание
Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учетом
индивидуальных способностей, достижений.
Ориентированный в деятельности на систему научных представлений о закономерностях
развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной
средой.
Развивающий личные навыки использования различных средств познания, накопления
знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой
среде).
Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в
естественнонаучной и гуманитарной областях познания, первоначальные навыки
исследовательской деятельности.

Целевые

ориентиры

результатов

воспитания

на уровне

среднего

общего

образования
Целевые ориентиры
Гражданское воспитание
Осознанно выражающий свою российскую гражданскую идентичность в поликультурном
и многоконфессиональном российском обществе, современном мировом сообществе.
Сознающий свое единство с народом России как источником власти и субъектом
тысячелетней российской государственности, с Российским государством, ответственность за
развитие страны, российской государственности в настоящем и будущем.
Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно отстаивать
суверенитет и достоинство народа России и Российского государства, сохранять и защищать
историческую правду о Российском государстве в прошлом и в современности.
Ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения закона и
правопорядка, прав и свобод сограждан, уважения к историческому и культурному наследию
России.
Осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации в обществе по
социальным, национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений экстремизма,
терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности.
Обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (школьном
16

самоуправлении, добровольчестве, экологических, природоохранных, военно-патриотических и
др. объединениях, акциях, программах).
Патриотическое воспитание
Выражающий свою этнокультурную идентичность, демонстрирующий приверженность к
родной культуре на основе любви к своему народу, знания его истории и культуры.
Сознающий себя патриотом своего народа и народа России в целом, деятельно
выражающий чувство причастности к многонациональному народу России, к Российскому
Отечеству, свою общероссийскую культурную идентичность.
Проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и культурному
наследию своего и других народов России, к национальным символам, праздникам, памятникам,
традициям народов, проживающих в родной стране - России.
Проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом,
поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении общероссийской культурной
идентичности.
Духовно-нравственное воспитание
Проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям,
культуре народов России (с учетом мировоззренческого, национального, религиозного
самоопределения семьи, личного самоопределения).
Действующий и оценивающий свое поведение и поступки, поведение и поступки других
людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных, социокультурных
ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков.
Сознающий и деятельно выражающий понимание ценности каждой человеческой
личности, свободы мировоззренческого выбора, самоопределения, отношения к религии и
религиозной принадлежности человека.
Демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных групп,
традиционных религий народов России, национальному достоинству, религиозным убеждениям
с учетом соблюдения конституционных прав и свобод всех граждан.
Понимающий и деятельно выражающий ценность межрелигиозного, межнационального
согласия людей, граждан, народов в России.
Способный вести диалог с людьми разных национальностей, религиозной
принадлежности, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для
их достижения.
Ориентированный на создание устойчивой многодетной семьи на основе российских
17

традиционных семейных ценностей, понимании брака как союза мужчины и женщины для
создания семьи, рождения и воспитания в ней детей, неприятия насилия в семье, ухода от
родительской ответственности.
Обладающий сформированными представлениями о роли русского и родного языков,
литературы в жизни человека, народа, общества, Российского государства, их значении в
духовно-нравственной культуре народа России, мировой культуре.
Демонстрирующий устойчивый интерес к чтению как средству познания отечественной и
мировой культуры.
Эстетическое воспитание
Знающий и уважающий художественное творчество своего народа, других народов,
понимающий его значение в культуре.
Критически оценивающий и деятельно проявляющий понимание эмоционального
воздействия искусства, его влияния на душевное состояние и поведение людей.
Сознающий и деятельно проявляющий понимание художественной культуры как
средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных
норм, ценностей, традиций в искусстве.
Ориентированный на осознанное самовыражение в разных видах искусства,
художественном творчестве с учетом российских традиционных духовных и нравственных
ценностей, на эстетическое обустройство собственного быта.
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового художественного
наследия, роли народных традиций и народного творчества в искусстве.
Физическое воспитание
Понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни, здоровья и
безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего здоровья, здоровья
других людей.
Выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, физическая активность), стремление к
физическому самосовершенствованию, соблюдающий и пропагандирующий безопасный и
здоровый образ жизни.
Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных для физического и
психического здоровья привычек, поведения (употребление алкоголя, наркотиков, курение,
игровая и иные зависимости, деструктивное поведение в обществе и цифровой среде).
Соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе безопасного
18

поведения в информационной среде.
Развивающий свои способности адаптироваться к стрессовым ситуациям в общении, в
разных коллективах, к меняющимся социальным, информационным и природным условиям.
Демонстрирующий навыки рефлексии своего физического и психологического
состояния, состояния окружающих людей с точки зрения безопасности, сознательного
управления своим эмоциональным состоянием, готовность и умения оказывать первую помощь
себе и другим людям.
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты труда, трудовую собственность, материальные ресурсы и
средства свои и других людей, трудовые и профессиональные достижения своих земляков, их
социально значимый вклад в развитие своего поселения, края, страны.
Проявляющий сформированные навыки трудолюбия, готовность к честному труду.
Участвующий практически в социально значимой трудовой деятельности разного вида в
семье, школе, своей местности, в том числе оплачиваемом труде в каникулярные периоды, с
учетом соблюдения норм трудового законодательства.
Способный к творческой созидательной социально значимой трудовой деятельности в
различных социально-трудовых ролях, в том числе предпринимательской деятельности в
условиях самозанятости или наемного труда.
Ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой, профессиональной
деятельности в российском обществе с учетом личных жизненных планов, потребностей своей
семьи, общества.
Выражающий осознанную готовность получения профессионального образования, к
непрерывному образованию в течение жизни как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности.
Понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых отношений,
самообразования и профессиональной самоподготовки в информационном
высокотехнологическом обществе, готовый учиться и трудиться в современном обществе.
Экологическое воспитание
Выражающий и демонстрирующий сформированность экологической культуры на основе
понимания влияния социально-экономических процессов на окружающую природную среду.
Применяющий знания социальных и естественных наук для решения задач по охране
окружающей среды.
Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе, окружающей
19

среде.
Знающий и применяющий умения разумного, бережливого природопользования в быту, в
общественном пространстве.
Имеющий и развивающий опыт экологически направленной, природоохранной,
ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его приобретении другими людьми.
Познавательное воспитание
Деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с
учетом своих способностей, достижений.
Обладающий представлением о научной картине мира с учетом современных достижений
науки и техники,достоверной научной информации, открытиях мировой и отечественной науки.
Выражающий навыки аргументированной критики антинаучных представлений, идей,
концепций, навыки критического мышления.
Сознающий и аргументированно выражающий понимание значения науки, научных
достижений в жизни российского общества, в обеспечении его безопасности, в гуманитарном,
социально-экономическом развитии России в современном мире.
Развивающий и применяющий навыки наблюдений, накопления и систематизации
фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания,
исследовательской деятельности.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных
с возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других
составляющих общей цели воспитания. Приоритет - это то, чему педагогическим
работникам, работающим с обучающимися конкретной возрастной категории,
предстоит уделять большее, но не единственное внимание.

20

РАЗДЕЛ II. «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»
Процесс воспитания в МБОУ СОШ № 9 основывается на следующих принципах
взаимодействия педагогов и школьников:
-

неукоснительное

соблюдение законности и прав

семьи и ребенка,

соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета
безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;
- ориентир
комфортной

на создание в образовательной

среды для

каждого ребенка

организации психологически

и взрослого, без которой невозможно

конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе
детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и
содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными
отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета
совместной заботы и взрослых и детей;
- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его
эффективности.
Основными традициями воспитания в МАОУ СОШ № 9 являются следующие:
•

стержнем

годового

цикла

воспитательной

работы

школы

являются

ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция
воспитательных усилий педагогов;
•

важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых
длявоспитаниядругихсовместныхделпедагоговишкольниковявляетсяколлектив
ная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и
коллективный анализ их результатов;

•

в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка
увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до
организатора);

•

в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность
классами,

поощряется

конструктивное

межклассное

и

между

межвозрастное

взаимодействие школьников, а также их социальная активность;
•

педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках
21

школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на
установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
•

ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель,
реализующий по отношению к детям защитную, личностно-развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.

Основу воспитательной системы МБОУ СОШ №9 им.Скрипалева

составляют

наиболее значимые школьные события, традиционные дела, мероприятия, через
которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов: еженедельная
Церемония поднятия Государственного Флага Российской Федерации, «День знаний»,
занятия внеурочной деятельности «Разговоры о важном», «Россия - мои горизонты»
«День учителя», День самоуправления, выборы Совета школы «Твой выбор»,
творческие фестивали, посвященные Дню матери, Новому году и Рождеству,
Марафоны

добра,

мероприятия

военно-патриотической

направленности

(Уроки

мужества, Маршрут Победы, Дни воинской славы, смотр строя и песни, фестиваль
агитбригад) патриотические, благотворительные и экологические акции , спортивные
мероприятия, Последний звонок и др.
Значимые для воспитания всероссийские проекты и программы, в которых школа
планирует принять участие в 2023-2024 учебном году:
•

РДДМ «Движение первых»;

•

Всероссийские проекты «Футбол в школе»;

•

Федеральный профориентационный проект «Билет в будущее»;

•

Федеральный проект «Орлята России»;

•

Федеральный проект «Успех каждого ребенка»;

РАЗДЕЛ 2. «ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено
в соответствующем направлении(модуле).
3.1. Направление (модуль) «Основные школьные дела»
Основные дела - это главные традиционные общешкольные дела, в которых
принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются,
готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Это не набор
календарных праздников, отмечаемых в школе, а комплекс коллективных творческих
дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в
единый коллектив. Основные дела обеспечивают включенность в них большого числа
22

детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в
ответственную позицию к происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь
школы помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к
набору мероприятий, организуемых педагогами для детей. Для этого в
образовательной организации используются следующие формы работы.
На внешкольном уровне: • социальные проекты - ежегодные совместно
разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел
(благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности),
ориентированные на преобразование окружающего школу социума.
Патриотический проект« Маршрут Победы»

проходит ежегодно с сентября по май и

включает в себя акции, встречи с ветеранами, митинги, благоустройство мемориала,
концерт, информационные сообщения на ассамблеях, программу экскурсий по теме
Великой Отечественной войны. В проекте принимают участие ученики 1-11-х классов,
родители, учителя школы. Основные мероприятия проекта:
•

акция «Подарки для ветеранов»;

•

выезд для благоустройства памятника;

•

митинг у памятника;

•

концерт, посвященный Дню Победы;

•

выезд к ветеранам «Невыдуманные рассказы»;

•

«Календарь Победы»;

•

экскурсии в музеи по теме Великой Отечественной войны.

У обучающихся формируется отношение к миру как главному принципу
человеческого общежития, к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как
месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана
ему предками и которую нужно оберегать, к самим себе как к личностям, отвечающим
за свое собственное будущее, осознающим свои гражданские права и обязанности,
получают опыт дел, направленных на пользу своему родному краю, опыт изучения,
защиты и восстановления исторического наследия страны, будет способствовать
формированию российской гражданской идентичности школьников, развитию
ценностных отношений подростков к вкладу советского народа в Победу над
фашизмом, к исторической памяти о событиях тех трагических лет.

23

. • открытые дискуссионные площадки - регулярно организуемый комплекс открытых
дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских, совместных), на
которые приглашаются представители других школ, деятели науки и культуры,
представители власти, общественности и в рамках которых обсуждаются насущные
поведенческие, нравственные, социальные, проблемы, касающиеся жизни школы,
города, страны.
• проводимые для жителей микрорайона и организуемые совместно с семьями
учащихся спортивные состязания, праздники, фестивали, представления, которые
открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их в
деятельную заботу об окружающих.
На школьном уровне.
•

еженедельная церемония поднятия Государственного флага РФ и исполнение
гимна;

•

участие в просветительских занятиях «Разговоры о важном»;

• общешкольные праздники - ежегодно проводимые творческие (театрализованные,
музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и
педагогов знаменательными датами, и в которых участвуют все классы школы.
• торжественные ритуалы для первоклассников «Посвящение в первоклассники и
пешеходы».
• капустники - театрализованные выступления педагогов, родителей и школьников с
элементами доброго юмора, пародий, импровизаций на темы жизни школьников и
учителей. Они создают в школе атмосферу творчества и неформального общения,
способствуют сплочению детского, педагогического и родительского сообществ
школы. КТД «Для вас, дорогие учителя!»
• награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в жизни
школы. Торжественное мероприятие «Вершина Олимпа» направлено на поощрение
детей, которые защищают честь школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах,
вносят значительный вклад в развитие школы. Это способствует формированию
социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений
между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг
к другу.
На уровне классов:
• выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел,
ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел; • участие школьных
24

классов в реализации общешкольных ключевых дел; «проведение в рамках класса
итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей
классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.
На индивидуальном уровне:
• вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из
возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих,
декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы
и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
• индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков
подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
• наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа
ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими
школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
• при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через
включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать
хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом
деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
3.2. Направление «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагог организует работу с коллективом класса;
индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями,
преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными
представителями.
Работа с классным коллективом: инициирование и поддержка участия класса в
общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их
подготовке, проведении и анализе; организация интересных и полезных для
личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса
(познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной,
творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им
возможность самореализоваться в них, а с другой, - установить и упрочить
доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым,
задающим образцы поведения в обществе. проведение классных часов, как часов
плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на
принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной
25

позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности
обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной
среды для общения. сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение
командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии,
организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней
рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическим микрогруппами
поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные
внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность
рефлексии собственного участия в жизни класса. выработка совместно со
школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения,
которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с учащимися , изучение особенностей личностного развития
учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной
жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих
ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или
иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами
бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его
классе учителями, а также (при необходимости) - со школьным психологом,
поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание
взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и
дальнейшего трудоустройства, успеваемость), когда каждая проблема
трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они
совместно стараются решить, индивидуальная работа со школьниками класса,
направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто
фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в
ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале
каждого года планируют их, а в конце года - вместе анализируют свои успехи и
неудачи, коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями
или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в
проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на
себя ответственность за то или иное поручение в классе.
«Социальный проект класса». Каждый класс в течение учебного года придумывает
и организует социальные проекты. Существуют школьные традиционные проекты, в
которых участвуют определенные параллели: 5-е классы - «Посвящение в
26

первоклассники», 6-е классы - «Посвящение в читатели», 8-9-е классы «Благоустройство мемориала погибшим воинам».
Также класс придумывает свой оригинальный проект и реализует его. Он может быть
реализован как в школе, так и за ее пределами. Учащиеся находят проблему, которую
предлагают решить, целевую аудиторию, продумывают ресурсы проекта,
осуществляют его, анализируют процесс работы и итоги. В результате повышается
уровень социализации учащихся, происходит привлечение внимания школьников к
актуальным социальным проблемам школы, города, края, страны; вовлечение
учащихся в реальную практическую деятельность по разрешению актуальных
социальных проблем, формирование активной гражданской позиции школьников,
развитие творческого потенциала школьников; воспитание эмпатии к окружающим;
развитие полезных социальных навыков и умений (самостоятельный сбор, обработка и
анализ информации, планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых
ресурсов, анализ результатов); развитие лидерских и коммуникативных умений
школьников.
Работа с учителями, преподающими в классе: регулярные консультации классного
руководителя с учителями- предметниками, направленные на формирование единства
мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на
предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и
интеграцию воспитательных влияний на школьников; привлечение учителей к
участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и
понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения
усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями: регулярное
информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни
класса в целом; • помощь родителям школьников или их законным представителям в
регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителямипредметниками; организация родительских собраний, происходящих в режиме
обсуждения наиболее острых проблем

обучения и воспитания школьников; создание

и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении
образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей;
27

привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований,
направленных на сплочение семьи и школы.
3.3. Направление (модуль) « Внеурочная деятельность»
В реализации внеурочной деятельности принимают участие классные
руководители, педагог - психолог, учителя - предметники, педагоги дополнительного
образования, старшие вожатые. Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной
деятельности осуществляется преимущественно через:
•

формирование в кружках, секциях, клубах, студиях детско-взрослых
общностей, которые объединяют обучающихся и педагогов общими
позитивными эмоциями и доверительными отношениями;

•

вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность,
которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести
социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного
развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально
значимых делах;

•

поощрение педагогическими работниками детских инициатив, проектов,
самостоятельности, самоорганизации в соответствии с их интересами;

•

создание в детских объединениях традиций, задающих их членам
определенные социально значимые формы поведения;

•

поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской
позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально
значимых традиций;

Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в школе
осуществляется в рамках следующих выбранных обучающимися курсов, занятий:

Реализуется исходя из установленных нормативов бюджетного финансирования
реализации образовательных программ на 2023-2024уч. год в объеме до 10 часов
внеурочной деятельности в неделю.

28

Содержание

данных занятий формируется с учётом пожеланий учащихся и их

родителей (законных представителей) и осуществляется посредством различных форм
организации, отличных от урочной системы обучения, таких как экскурсии, кружки,
секции, клубы, студии, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы,
соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и
т.д.
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется
преимущественно через:
• вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность,
которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести
социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного
развития социально значимые отношения, получить опыт участия в
социально значимых делах;
• формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых
общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими
позитивными эмоциями, доверительными отношениями друг к другу;
• создание в детских объединениях традиций, задающих их членам
определенные социально значимые формы поведения;
• поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной
лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание
накопленных социально значимых традиций.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности
происходит в рамках следующих выбранных школьниками направлений:
информационно- просветительские занятия патриотической, нравственной и
экологической направленности;
занятия по формированию функциональной грамотности;
занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов;
занятия, направленные на удовлетворение интересов, потребностей, обучающихся в
творческом и физическом развитии, помощь в самореализации;
занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей
обучающихся (ученические сообщества, детские организации, самоуправление)

Познавательная

деятельность

Курсы внеурочной деятельности, направлены на передачу школьникам социально
29

значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их
внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам
нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную
картину мира.
Художественное творчество.
Курсы внеурочной деятельности, создающие благоприятные условия для
просоциальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их
творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на
воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовнонравственное развитие.
Проблемно-ценностное

общение.

Курсы внеурочной деятельности,
компетенций

направленные на развитие коммуникативных

школьников,

воспитание

у

них

культуры

общения,развитиеуменийслушатьислышатьдругих,уважатьчужоемнениеиотстаиватьсв
оесобственное,терпимоотноситьсякразнообразию взглядов людей.
Туристско-краеведческая

деятельность.

Курсы

внеурочной

деятельности,

направленные на воспитание у школьников любви к своему краю, его истории,
культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников,
формирование у них навыков самообслуживающего труда.
Спортивно - оздоровительная деятельность.
направленные

на физическое развитие

отношения

к

своему

Курсы внеурочной деятельности,

школьников,

здоровью,

развитие

побуждение

их

ценностного

к

здоровому

образужизни,воспитаниесилыволи,ответственности,формированиеустановокназащитус
лабых.
Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие
творческих способностей школьников, воспитание у них трудолюбия и уважительного
отношения к физическому труду.
Игровая

деятельность.

Курсы

внеурочной

деятельности,

направленные

нараскрытиетворческого,умственногоифизическогопотенциалашкольников,развитиеун
ихнавыковконструктивногообщения, умений работать в команде.
3.4. Направление (модуль) «Урочная деятельность»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока
предполагает следующее: установление доверительных отношений между учителем и
его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и
30

просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации,
активизации их познавательной деятельности; побуждение школьников соблюдать на
уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и
сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего
мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; использование
воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию
детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия
и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для
решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; применение на уроке
интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих
познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на
уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают
учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми; включение в урок игровых процедур, которые
помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время урока;
• организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи; инициирование и поддержка исследовательской
деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык
самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и
оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления
перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
3.5. Направление (модуль) «Самоуправление и детские общественные
организации»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях
инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство
31

собственного достоинства, а школьникам - предоставляет широкие возможности для
самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Детское
самоуправление «РИТМ» в школе осуществляется следующим образом.
На уровне школы : через деятельность выборного Совета старшеклассников,
создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной
организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и
законные интересы. Совет старшеклассников вправе исполнять функции
представительного органа, целью которого является учет мнения учащихся при
принятии локальных нормативных актов МБОУ СОШ№9, затрагивающих их
интересы. Решения Совета старшеклассников являются правомочными, если на
заседании присутствовало не менее двух третей членов Совета старшеклассников и,
если за него проголосовало простое большинство от числа присутствующих членов
указанного совета старшеклассников. Решения, принятые Советом старшеклассников,
в обязательном порядке доводятся до членов всех классных коллективов. Совет
старшеклассников отвечает за проведение тех или иных конкретных мероприятий,
праздников, вечеров, акций соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников,
флешмобов и т.п.; через деятельность Совета старост, Совета вожатых,
объединяющего старост, вожатых классов для облегчения распространения значимой
для школьников информации и получения обратной связи от классных коллективов;
На уровне классов: через деятельность выборных по инициативе и предложениям
учащихся класса лидеров (например, старост, дежурных командиров),
представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных
координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и
классных руководителей; через деятельность выборных органов самоуправления,
отвечающих за различные направления работы класса (например: штаб спортивных
дел, штаб творческих дел, штаб работы с младшими ребятами, вожатые); через
организацию на принципах самоуправления жизни детских групп, отправляющихся в
походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую через систему распределяемых
среди участников ответственных должностей.
На индивидуальном уровне: через вовлечение школьников в планирование,
организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел; через
реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по
контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, оформление
классного уголка, оформление классной летописи и т.п.
32

Организация работы детских движений РДДМ «Движение первых», «Орлята России»
Первичное отделение Общероссийской общественно-государственной детскоюношеской организации - Российское движение детей и молодёжи «Движение
первых» - общероссийская общественно-государственная детско-молодёжная
организация. Образовано Учредительным собранием 20 июля 2022 года. Создано в
соответствии с Федеральным законом «О российском движении детей и молодежи» от
14.07.2022 N 261-ФЗ. Ориентирована на формирование социальной активности,
культуры, качеств личности у детей подросткового возраста на основе их группового
взаимодействия. Деятельность лицейского отделения РДДМ направлена на воспитание
подрастающего поколения, развитие детей на основе их интересов и потребностей, а
также организацию досуга и занятости обучающихся. Участником лицейского
отделения РДДМ может стать любой обучающийся старше 8 лет. Дети и родители
самостоятельно принимают решение об участии в проектах РДДМ. Подростки
получают навыки эффективного взаимодействия в команде, построения отношений с
другими людьми, проявляют себя в решении групповых задач, делают осознанный
выбор, способны понять свою роль в обществе.
Одно из направлений РДДМ «Движение первых» -программа «Орлята России» уникальный проект, направленный на развитие социальной активности школьников
младших классов в рамкам патриотического воспитания граждан РФ. Участниками
программы «Орлята России» становятся не только дети, но и педагоги, родители,
ученики-наставники из старших классов. В содружестве и сотворчестве ребята и
взрослые проходят образовательные треки, выполняют задания, получая уникальный
опыт командной работы, где «один за всех и все за одного».
Обучающиеся принимают участие в мероприятиях и Всероссийских
акциях «Дней единых действий» в таких как: День знаний, День туризма, День
учителя, День народного единства, День матери, День героев Отечества, День
Конституции РФ, Международный день книгодарения, День защитника Отечества,
День космонавтики, Международный женский день, День счастья, День смеха, День
Победы, День защиты детей.
3.6. Направление (модуль) «Профилактика»
Профилактическая

работа

в

МБОУ

СОШ

направлениям:
33

№9

проводится

по

следующим

•

- профилактика употребления алкоголя, табакокурения, наркомании, и пропаганды
здорового образа жизни среди детей;

•

- профилактика безопасного поведения учащихся;

•

- правовое просвещение несовершеннолетних;

•

- формирования жизнестойкости детей и подростков;

•

- профилактика беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних;

•

- профилактика интернет-безопасности среди учащихся;

•

- профилактика девиантного и асоциального поведения несовершеннолетних.
Основную роль в профилактической работе МБОУ СОШ №9 играет СПС. Социально

- педагогическая и психологическая служба в школе направлена на помощь в
преодолении различного рода проблем и трудностей, с которыми ребёнок сталкивается
в процессе саморазвития и самореализации. Важное место
своевременное выявление

в работе занимают

детей и подростков «группы риска»;

эффективная

диагностика и профилактика эмоционально-психологических проблем обучающихся в
учебном учреждении и окружающей их социальной среде;

оказание помощи

обучающимся в личностной и социальной адаптации в школе и окружающем социуме
как важнейшей предпосылке для творческой самореализации детей; формирование у
обучающихся представлений о нравственных нормах и способах самопроявления,
знаний и умений вести себя в сообществе людей и строить отношения на основе
правовых норм; содействие обучающимся в определении собственной ниши для
самореализации и самоутверждения в жизнедеятельности школы и окружающей его
социальной

среде;

стимулирование желания

и

интереса родителей

(законных

представителей) помогать своим детям в развитии и проявлении их творческой
индивидуальности.
Для сопровождения и помощи ребенку в выборе правильного пути социально психологической службой разработаны программы и планы работы социального
педагога и педагога - психолога.
Формы и методы деятельности службы сопровождения: анкетирование, тестирование,
логопедическое обследование; социально - педагогические, нравственные беседы;
составление
заседания

индивидуальных карт сопровождения, карт сопровождения классов;
Совета профилактики; рейды; встречи со специалистами; тренинги;

консультативное

сопровождение;

ролевые

игры;

дискуссии;

раннее

выявление

вредных привычек и их профилактика через распространение печатных материалов;
анализ проблемной ситуации; социально - полезные проекты; проведение месячников
34

и

дней

по

профилактике

безнадзорности

и

правонарушений;

участие

в

межведомственных операциях, акциях; работа Службы медиации.
3.7.Направление (модуль) «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению
«профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников;
диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию
профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и
ребенка - подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей
профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые
проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог
актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в
постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и
внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется
через:
• циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку
школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального
будущего;
• профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов
(ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную
позицию),
расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора
профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам
профессиональной деятельности;
• экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы людей,
представляющих эти профессии;
• посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических
профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых
дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах;
• совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору
профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение
онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования;
• участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в
сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в
35

мастер классах, посещение открытых уроков- онлайн - уроки финансовой
грамотности (регистрация пользователей на платформе проекта «Билет в
будущее»-6-10 классы; тестирование на платформе проекта «Билет в будущее»,
Всероссийские открытые уроки на портале ПроеКТОриЯ» -8-9 классы);
• индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по
вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных
особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;
• освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору,
включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках
курсов дополнительного образования;
•

организация внеурочного занятия «Россия- мои горизонты».

3.8. Направление (модуль) «Взаимодействие с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется
для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается
согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями
или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих
видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
• Общешкольный родительский собрание, Совет школы, участвующие в
управлении школы и в решении вопросов воспитания и социализации
их детей;
• семейные клубы, предоставляющие родителям, педагогам и детям площадку для
совместного проведения досуга и общения;
• родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей
детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми,
проводятся
мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов;
• родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные учебные и
внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного
процесса в школе;
• общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
• семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации и
36

советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и
обмениваться
собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;
• социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей вопросы,
а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов.
На индивидуальном уровне:
• работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных
ситуаций;
• участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного
ребенка;
• помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и
внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
• индивидуальное консультирование с целью координации воспитательных усилий
педагогов и родителей.
3.9. Направление (модуль) «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее
грамотной

организации,

обогащает

внутренний

мир

ученика,

способствует

формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического
комфорта,

поднимает

настроение,

предупреждает

стрессовые

ситуации,

способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние
на ребенка осуществляется

через такие формы работы с предметно-эстетической

средой школы как:
•

оформление интерьера школьных помещений (вестибюля,
рекреаций,

залов,

лестничных

пролетов

ит.п.)и

их

коридоров,

периодическая

переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения
негатразмещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций:
творческих

работ

школьников,

позволяющих

им

реализовать

свой

творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга;
картин определенного художественного стиля, знакомящего школьников с
разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных
событиях,

происходящих

в

школе

(проведенных

ключевых

делах,

интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.);
•

озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, тенистых аллей,
37

оборудование

спортивных

приспособленных

для

и

игровых

школьников

площадок,

разных

доступных

возрастных

и

категорий,

оздоровительно - рекреационных зон, позволяющих разделить свободное
пространство школы на зоны активного и тихого отдыха;
• благоустройство

классных

кабинетов,

осуществляемое

классными

руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее
учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее
повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми;
• событийный

дизайн - оформление пространства проведения конкретных

школьных событий (праздников,

церемоний,

торжественных линеек,

творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);
• регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов
поблагоустройствуразличныхучастковпришкольнойтерритории(например,в
ысадкекультурныхрастений,закладкегазонов);
• акцентирование внимания школьников посредством элементов предметноэстетической среды (стенды,

плакаты,

инсталляции) на важных для

воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.
РАЗДЕЛ 4.
ОСНОВНЫЕ

НАПРАВЛЕНИЯ

САМОАНАЛИЗА

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по
выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных
проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации
с привлечением внешних экспертов.
Основными

принципами,

на

основе

которых

осуществляется

самоанализ

воспитательной работы в школе, являются:
принцип

гуманистической

направленности

осуществляемого

анализа,

ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к
педагогам, реализующим воспитательный процесс;
принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,

ориентирующий

экспертов

а качественных

таких

на изучение не

как содержание

и

количественных
разнообразие

показателей,

деятельности,

отношений между школьниками и педагогами;
38

его

характер

общения

и

принцип

развивающего

экспертов на

характера

использование

осуществляемого

его

анализа,

результатов

воспитательной деятельности педагогов:

для

ориентирующий

совершенствования

грамотной постановки ими цели и задач

воспитания, умелого планирования своей воспитательной

работы,

адекватного

подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное
развитие школьников -

это результат как социального воспитания (в котором

школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной
социализации, и саморазвития детей.
Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса
могут быть следующие,
Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития школьников каждого класса.
Осуществляется

анализ

классными

руководителями

совместно

с

заместителем

директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов
на

заседании

методического

объединения

классных

руководителей

или

педагогическом совете школы.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и
саморазвития школьников является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде
существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за
минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые
проблемы появились над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и
взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей
совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется

анализ

классными руководителями,

заместителем

директора

по

воспитательной

работе,

активом старшеклассников

и родителями,

хорошо

знакомыми с деятельностью школы.
Способами

получения

информации

о

состоянии

организуемой

в

школе

совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками
39

и

их

родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при

необходимости - их анкетирование.
Полученные

результаты

обсуждаются

на

заседании

методического

объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
•

качеством проводимых общешкольных ключевых дел;

•

качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;

•

качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;

•

качеством

реализации

личностно

развивающего

потенциала

школьных

уроков;
•

качеством существующего в школе ученического самоуправления;

•

качеством проводимых мероприятий ( КТД и т.д.);

•

качеством профориентационной работы школы;

•

качеством взаимодействия школы и семей школьников.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является

перечень

выявленных

педагогическому

проблем,

коллективу,

над

которыми

предстоит

работать

и проект направленных на это управленческих

решений.
Оценка эффективности воспитательного процесса определяется методиками
педагогической

диагностики.

Диагностика

воспитательной

деятельности

представляет собой оценочную процедуру, направленную на выявление уровня
воспитанности учащегося и развития детского коллектива. Методы диагностики
позволяют прогнозировать пути и средства оптимального построения процесса
воспитания.

Для

изучения,

анализа

и

оценки перечисленных

разработан диагностико- аналитический инструментарий.

40

результатов

Показатели качества реализации Программы воспитания по модулям:
3.1.
3.2.

3.3.

3.4.

3.5.

3.6.

3.7.

3.8.

Заместитель
основных Анализ динамики
результатов анкетирования директора,
старшие вожатые
участников
Анализ динамики отзывов Классный
Качество совместной
родителей (письменных) руководитель
деятельности классных
руководителей и их классов
Качество проводимых
школьных дел

Качество организуемой в школе
внеурочной
деятельности

Анализ динамики
результатов внеурочной
деятельности (творческие
отчеты)

Руководитель
структурного
подразделения научно
методической
работы

Качество реализации
личностно Анализ динамики
развивающего потенциала
результатов поведения и
школьных
уроков
активности учащихся на
уроках(справка)
Качество работы существующего в Анализ динамики
школе детского
продуктивной активности
самоуправления и детских
обучающихся в
общественных организаций
жизнедеятельности класса
(школы)
Мониторинг участия
Качество проводимых
(справка)
мероприятий по профилактике

Заместитель
директора по УВР, ВР

Качество
профориентационной работы
школы

Мониторинг участия

Классный
руководитель

Заместитель
директора
Руководитель
структурного
подразделения научно
методической
работы,
заместитель
директора по ВР

Качество взаимодействия школы и Анализ динамики охвата Классный
руководитель
детей/родителей и
семей
обучающихся
результативности
проведенных совместных
мероприятий

Качество воспитательной работы
классных
руководителей

Динамика показателей
отчета классного
руководителя по
установленной форме
(Мониторинг)

41

Заместитель
директора,
классные
руководители

42


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».