ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

На основании Федерального закона от  29.12.2012 г. (№273-ФЗ), на территории Российской Федерации закреплено право каждого человека на получение образования.  В законе «Об образовании» так же указано, что получить образование могут все дети, вне зависимости от ограничений возможностей их здоровья. Обеспечить общий доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия их индивидуальных возможностей и образовательных потребностей способно инклюзивное образование.

Принципы инклюзивного образования

Термин "инклюзия" в переводе с английского языка означает "включенность". Инклюзивное образование - организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах.  В таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками - это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.

Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить всех детей в школьную систему и обеспечить их равноправие.

Инклюзивная модель образования привлекательна для родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья по ряду следующих причин:

1. Доступность – получение образовательных услуг по месту жительства

2. Социализация и социальная интеграция ребенка -  прежде всего это связано с тем, что в налаженной системе коррекционного образования, с хорошо отработанной десятилетиями методикой обучения, слабо развита социальная адаптация "особого" ребенка в реальном мире. Он находится в изоляции от социума. Разумеется, что дети с особыми потребностями адаптируются к жизни в общеобразовательных школах лучше, чем в специализированных учреждениях. Особенно заметна разница в приобретении социального опыта. У здоровых же детей улучшаются учебные возможности, развивается толерантность, активность и самостоятельность.[28]

3. Личностный подход – за счет возможности разработки и реализации образовательных маршрутов, в том числе и индивидуальных. Которые  учитывают реальные возможности учащихся и удовлетворяют их  особые образовательные потребности.

 Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях базируется на следующих подходах, способах, формах:

• индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа учащегося – ребенка с ОВЗ - по развитию академических знаний и жизненных компетенций;

•  социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении и вне его;

• психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;Хочу такой сайт

•  психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения;

•  индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ;

•  портфолио учащегося – ребенка с ОВЗ;

• компетентность учителя в области общего образования с элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации;

• повышение квалификации учителей общеобразовательного учреждения в области инклюзивного образования;

•рабочие программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами;

• тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения;

• адаптивная образовательная среда – доступность классов и других помещений учреждения (устранение барьеров, обеспечение дружественности среды учреждения);

•адаптивная образовательная среда – оснащение образовательного процесса ассистирующими средствами и технологиями (техническими средствами обеспечения комфортного и эффективного доступа); коррекционно-развивающая предметная среда обучения и социализации;

•сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи;

•ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что внедрение и развитие инклюзивной системы образования требует тщательной, колоссальной проработки  каждого принципа для определения дальнейших задач по реализации образовательного процесса. Основными принципами выступают: доступность, гуманность, индивидуально-личностный подход, социализация, психолого-медико-педагогическое сопровождение.

Нормативные документы в сфере образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья.docx (скачать)
Положение об АООП.pdf (скачать) (посмотреть)
Положение о порядке обучения обучающихся с ОВЗ по индивидуальному учебному плану.pdf (скачать) (посмотреть)
Положение о системе оценивания знаний и достижений обучающихся с умственной отсталостью.pdf (скачать) (посмотреть)
Положение о системе оценивания знаний и достижений учащихся с ЗПР.pdf (скачать) (посмотреть)
Положение об организации индивидуального обучения на дому с использованием дистанционных технологий.pdf (скачать) (посмотреть)
Положение О ППк.pdf (скачать) (посмотреть)
Модель инклюзивного образования в МБОУ СОШ № 9.pdf (скачать) (посмотреть)
Положение об организации инклюзивного образования в МБОУ СОШ№9.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».