РАССМОТРЕНО: о: Педагогическим советом Протокол Ns 1 от 25 .08.2а23 Ns9 ,,\ Фл', ( с.в. ,ября 023г. положение о внугришкольном контроле в МБОУ СОШЛЪ9 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом J\Ъ 27З-ФЗ от 29.12.20|2 <Об образовании в Российской Федерации>>, Уставом школы. 1.2. Положение регламентирует содержание и порядок проведения внутришкольного контроля (BIIIK). l"3. Внутришкольный контроль - процесс полr{ения и переработки информации о ходе и результатах образовательной деятельности с цепью принятия на этой основе управленческих решений. 1,.4. Основным объектом контроля является деятельность педагогов школы, а предметом - соответствие резулътатов их педагогической деятельности законодательству РФ и нормативным правовым актам, вкJIючая прик€вы, распоряжения по школе и решения педагогиtIеских советов. 1.5. BIIIK должен быть плановым, системным, целенаправленным, квалифицированным, многостOронним, дифференцированным, интенсивным, четко организованным и результативным. 1.6. Положение о ВШК принимается педагогиtIеским советом школы и утверждается директором школы, имеющим право вносить в него изменения и до_ полнения. |.7. В ходе контроля не моryт быть нарушены права и свободы участников образовательного процесса, а также контролируемых лиц. 2. Задачи ВШК 2.1. Осуществлять контроль за исполнением законодательства в области образованиrI, нормативных документов органов управления образования рzвных уровней и решений педсоветов школы. 2.2. Анаslизировать причины, лежащие в основе нарушений, принимать меры по их предупреждению. 2.3. Анаrrизировать и давать экспертную оценку эффективности деятельности педагогического коллектива. 2.4. |rIзучать результаты педагогической деятельности, выявлять положительные и отрицательные тенденции в организации образовательного процесса и разрабатыватъ на этой основе предложения по распространению педагогического опыта и устранять негативные тенденции. 2.5.Ана_гrизировать результаты ре€Llrизации приказов и распоряжений по школе. 2.6.Оказывать методическую помощь педагогическим работникам контроля. 3. Содержание в процессе ВШК 3.1.Выполнение Федерального закона }lb 27З-ФЗ от 29.|2.20|2 (Об образовании в Российской Федерации>), в части обязательности основного общего образования. З.2.Соблюдение конституционных прав |раждан на образование и соци.tльньiе гарантии )п{астников образовательного процесса. 3.3.Использование методического обеспечения в образовательном процессе. Реализации утвержденных образовательных программ и учебных планов, соблюдение утвержденных 1.,rебных графиков. 3.4. Ведение школьной документации: кJIассные журнЕ}лы, планы, дневники и тетради у{ащихся, журн€lлы внеурочной деятельности и т.д. 3.5.Уровень знаний умений и навыков учащихся, качество знаний. 3,б. Соблюдение устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локzlJIьных актов школы. З.7 Соблюдение порядка проведения промежуточной и итоговой аттестации учащихся и текущего контроля их успеваемости. 3.8. Работа творческих групп, методических объединений, библиотеки. З.9. Охрана труда и здоровья участников образовательного процесса. 3. l0. Исгlолнение коллективных решений, нормативных актов. 3.11. Контроль за состоянием УМК. З.|2. Выполнение требований санитарных правил. 4. NIетоды контроля Анкетирование Тестирование Посещение уроков и мероприятий Анализ Социальный опрос Мониторинг 4.7.f|исьменный и устный опросы 4.8. Изучение документации 4.9. Беседа 4.10. Хронометраж 4.1. 4.2. 4.З. 4.4. 4.5. 4.6. 5. Виды ВШК (по содержанию) 5.1. Тематический (гrryбокое изучение какого-либо конкретного вопроса, одного наПраВлениrI деятельности в практике работы коллектива, подр€lзделения, группы, одного )л{ителя или кJIассного руководителя). 5.2. ФРОнтальный или комплексный (всестороннее изу{ение коллектива, группы или оДного у{ителя по двум или более направлениrIм деятельности). 6. Формы BIIIK б.1. Персона-гlъный (имеет место, как при тематическом, так и при фронтuulьном виде контроля). 6.2. Классно-обобщающий (при тематическом и фронтальном контроле). б.3. Тематически-обобщающий (при тематическом контроле). 6.4. Предметно-обобщающий (при тематическом контроле и фронтальном контроле). 6.5. Комплексно-обобщающий (при фронтальном контроле). 7. Организация 7.|. ВШК Составление единого плана BIIIK всего образовательного процесса. 7.2. На основании единого плана ВШК составляется месячный план работы, где указываются конкретные формы, цели, виды, объект, сроки и продолжительность контроля. 7.3. Проверка состояниJI любого из вопросов содержания B[IIK состоит из следующих этапов: определение цели проверки; выбор объектов проверки; составление план а-задания проверки ; ИМС (инструктивно-методическое совещание); выбор фор, и методов контроля; констатация фактического состояния дел; объективная оценка этого состояния; выводы, вытекающие из оценки; рекомендации или предложения по совершенствованию образовательновоспитательного процесса или устранение недостатков; определение сроков для ликвидации недостатков или повторный контроль. 7.4. Контроль осуществляет директор школы, или по его пору{ению заместители по уlебно-воспитательноЙ работе, или созданнЕlrl для этих целей комиссия. 7.5. В качестве экспертов к у{астию в контроле моryт привлекаться сторонние (компетентные) отдельные специ€шисты. 7.6. ,Щиректор издает прикчв о сроках и цели предстоящей проверки, устанавливает срок представления итоговых материалов и плана-задания, которые оПределяют вопросы конкретной проверки и должны обеспечить достаточнУю информированность и сравнимость результатов контроля для подготовки итоговой справки. 7.7. Продолжительность тематических и комплексных проверок не должна преВыШаТъ 10 днеЙ с посещением не менее 5 уроков, занятий и других мероприятий. 7.8. Эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать док).ментацию, относящуюся к предмету контроля. ПРИ проВеДении планового контроJIя не требуется дополнительного преду прежДения rIителя, если в месячном плане указаны сроки контроля. 7 "9. В экстренных случаях директор и его заместители по гrебно-воспитательной работе моryт посещать уроки 1^rителей без предварительного предупреждения. 7.10. Основаниями для проведения контроля моryт быть: з€uIвление педагогического работника на аттестацию; плановый контроль; проверка состояниrI дел для подготовки управленческих решений; обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в образовательной деятельности; 7.1I. Результаты проверки оформляются в виде аналитической справки, в кото- рой указывается: цель контроля; сроки; состав комиссии; какая работа проведена в процессе проверки (посещены уроки, проведены контрольные работы, собеседования, просмотрена школьн€tя документация и т.д.); констатация фактов (что выявлено); выводьi; рекомендации или предложения; где подведены итоги проверки ( заседание М0, НМС, совещание при директоре, совещание при заместителе директора, производственное совещание педагогического коллектива, педсовет, индивидуальное собеседование и т.д.); дата и подпись исполнителя. 7.|2. Проверяемый педагогический работник имеет право: знать сроки KoHTpoJUI и критерии оценки его деятельности; знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля; своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации; обратитъся в конфликтную комиссию школы или вышестоящие органы управления образованием при несогласии с резулътатами контроля. 7.|З. По итогам контроля в зависимости от его формы, целей и задач, атакже с учетом реzrпьного положения дел: проводятся заседания педагогического или методического советов, совещание при директоре, методических объединений школы; результаты проверок учитываются при проведении аттестации педагогических работников. 7.|4" Щиректор школы по результатам контроJLя принимает решениrI: об издании соответствующего приказа; об обсуждении итоговых материчLпов контроля коллегиzшьным органом; о Проведении повторного контроJIя с привлечением определенных экспертов; о привлечении к дисциплинарной ответственности работников; о поощрении работников; иные решения в пределах своей компетенции. 8. Персональный контроль 8.1. Персона-гtьный контроль предполагает изrIение и анализ педагогической деятельности отдельного )rчителя. 8.2. В ходе персон€}льного контроля комиссая из)п{ает соответствие уровня компетентности работника требованиям к его квЕlлификации, профессионЕL,IIизму и продуктивности: уровень знаний основ теории педагогики, психологии и возрастной физиологии; соответствие содержания обучения базовоIпry компоненту преподаваемого предмета, современной методике обучения и воспитания; умение создавать комфортный микрокJIимат в образовательном процессе; умение использовать в практической деятельности широкий набор методов, приемов и средств обlчения; элементарные методы и средства педагогической диагностики; основные формы дифференциации контингента об1^lающихся; основные методы формирования и р€lзвития познавательной и коммуникативной куль- туры обучающихся; уровень владения )л{ителем педагогическими технологиlIми, наиболее эффективными формами, методами и приемами обуrения; уровень подготовки у{ащихся; сохранение контингента r{ащихся. 8.3. При оценке деятельности учителя }п{итывается: выполнение государственных программ в полном объеме; уровень знаний, умений, навыков учащихся; степень самостоятельности учаIцихся; дифференцированный и индивидуа,тьный подход к учащимся; совместная деятелъность r{ителя и rIеника; н€tпичие положительного эмоционального микрокJIимата; умение отбирать содержание учебного материа;;Iа; способность к анализу педагогических сиryаций; умение корректировать свою деятельность, обобщать свой опыт. 8.4. При осуществлении персон€Lпьного KoHTpoJuI комиссия имеет право: знакомиться с документацией в соответствии с должностными обязанностями }пIителя (тематическим планированием, поурочными планами, классными журналами, дневниками и тетрадями учащихся, протоколами родительских собраний, планами воспитателъной работы); изу{ать практическую деятельность педагогиtIеских работников школы через посещения и анапиз уроков, внеклассных мероприятий; ан€lJIизироватъ статистические данные о результатах педагогической деятельности (контрольные работы, срезы и т.д.); анализировать результаты методической, опытно-экспериментальной работы уIителя; выявлять р езультатьi у{астия об1..r ающихся на олимп иадах, конкурсах, выставках, конференциях и т.д.; организовыватъ социологические, психологические, педагогические исследования: анкетирование, тестирование у{ащихся, родителей, уrителей; делать выводы и приниматъ управленческие решения. 9. Классно-обобщающий 9. контроль l. Классно-обобщающий контроль осуществJuIется в конкретном классе. 9.2. Классно-обобщающий контроль направлен на поJIучение информации о состоянии 1.чебно-воспитательного процесса в том или ином кJIассе. 9.3. В ходе контроля изучается весь комплекс 1..rебно-воспитательной работы в отдельном кJIассе: деятельность всех улителей; включение учащихся в познавательFгуIо деятельность; привитие интереса к знаниям; уровень знаний, умений и навыков rIащихся; школьнаJI документация; стимулирование потребности в самообразовании, самоанализе, самосовер- шенствов ании, самоо пределе нии ; сотрудничество учителя и учащихся; выполнение учебных программ (теоретической и практической части); владение }п{ителем новыми педагогическими технологиями при организации обучения; диф ференциация и индивиду€Lлизация обу^rения ; работа с родителями учащихся; социztльно-психологический климат в кJIассном коллективе. 9.4. Классы для проведения контроля опредеJrяются по результатам анLпиза по итогам 1.,rебного года, полугодI4я или четверти. 9,5. По результатам кJIассно-обобщающего контроля проводятся совещания при директоре или на педагогическом совете, кJIассных часах, родительских со_ браниях. 10. Освобождение от контроля 10.1. Педагогические работники моryт быть освобождены от административного контроля их деятельности на определенный срок по решению педагогического совета школы. 10.2. Решение педагогического совета закрепляется прик€вом директора школы. tO.З. Конкретные сроки освобождения работника от административного контроля устанавливается директором школы. 10.4. Ходатайство об освобождении работника от административного контроля Может исходить от методического совета, методического объединения, адми_ нистрации и педагогического совета школы. i0.5" Педагогический работник, освобожденный от административного контроля, ВыПолняет свои служебные обязанности на (полном самоконтроле)) или на ((частичном самоконтроле>. 10.6. УСЛОВияМи перевода работника в режим (полного самоконтроля)) моryт бытъ: присвоение высшей квалификационной категории; присвоение почетного звания <<Заслуженный }п{итель); наJIичие не менее 2 призеров городских олимциад, конкурсов, выставок за последние З года; высокие результаты на выпускных экзаменах за последние 2 года; 10.7. Условиями перевода в режим ((частичного caMoKoHTpoJuI)) могут быть: присвоение первой квалификационной категории; награждение значком <<Почетный работник общего образования РФ>>; подготовка призеров городских, предметньIх олимпиац, конкурсов, выставок, соревнований; хорошие результаты итоговой аттестации r{ащихся (не менее половины учащихся показывают степень обl^rенности не ниже (4)).