Положение о классном руководителе 2023

РАССМОТРЕНО:

УТВЕРХtЩЕНО:

м9

сош

Педагогическим советом
Протокол Nsl от 25.08.2023

1>>сентября 202Зг
БOу с0 lj,.
Ns9

о

р,

о

с.в.

,р ,{

I(JIaccHoM

Общие пO.пO?кения

Положение разработано на основе Закона Российскоli Федерации (Об
образовании>, ФЗ (Об основных гарантиях прав ребенка в РФ>>, ФЗ (Об основах
системы профилактики безнадзорности и правонарушений>>, Конвенции ООН о
правах ребенка и других нормативно-правовьtх документов.

Настоящее Положение определяет нормативно
организационно-методиLIескуIо основу деятельности
общеобрЕвовательных )п{реждениях РФ.

кJIассного

правовую

и
руководитеJIя в

Основные задачи деятельности классного руководителя

/

,/
/
/

{

формирование системы ценностньtх ориентации )лrащихся как основы их

воспитанности;
создание благоприятных условий для рuввития личности учащихся, свободного
и полного раскрытиrI их способностей;
формирование классного коллектива как воспитательной системы;
ор.анизация разнообразных видов коллективной творческой деятельности,
вовлекающей у{ащихся в общественно-ценностные социzL,Iизирующие
отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию;
диаrностика, реryлирование и коррекция личностного р€lзвития учащихся.

Функциональные обязанности кпассного руководItтеля
Основньгми функчионzLльньIми обязанностями кJIассного руководитеJuI явJuIются:
оргаЕизационные, координационные, диагностиtIеские, социчlJIьно-педагогические,
семеиного сопровождения.

1.

Организационные

} Классный руководитель содействует созданию благоприятных психологопедагогических условий дtя индивид/€lльного, физического и духовного
развития личности ребёнка;

кJIимата для каждого стдельного воспитанника в кJIассе;

i

€ктивом;

}

Развивает кJIассное само/правление, приуч€lя воспитанников к самоорганизации,
ответственности, готовности и умению принимать жизненные решения;

} ОсуществJIяет помощь )л{еникам в

1..rебной деятельности; BbuIBJuIeT причины
низкой успеваемости, организует их устранение;

} Ведет в установленном порядке доку![ентацию кпасса, контролирует заполнение
ДНеВНИКОВ У{аЩИМИСЯИ ПРОСТаВЛеНИе В HIID( ОЦеНОК;

}

ГЬrанирует воспитательную работу в кJIассе;

} Оперативно извещает администрацию школы и родителей обо всех
чрезвычайньD( происшествиях, связанньD( со здоровьем и жизнью детей;

} Проводит инструктаж у{ащихся по безопасности проведенаf, воспитательньD(
мероприятий с обязательной регистрацией в кJIассном журн€lJIе или хýiрнале

v

}

регистрации инструкт€Dка;

Организует изу{ение правил по охране труда, правил дорожного движениrI,
поведениrI в быry, на воде и т. д.;

} Организует
} Организует

дежурства по кJIассу, школе, столовой;
питание у{ащихся в столовой;

} Систематически (1 раз в неделю) проводит кJIассные часы (собрания,

((часы

общения)>, организационные кJIассные часы и т. п.) с уrащимися закрепленного
кIIасса;

}

Организует работу по профессионапьной ориентации rIащихся;

}

ВзашrдодеЙствует с уt{итеJuIми, работаюшцп,rr в кJIассе;

\,,7 }

2.

Коорлинационные

Классный руководитель содействует поJIr{ению дополнительного образования
обуrаюпцосся через систему IФужков, кгryбов, секций, объединений,
организуемых в школе, или уrреждениrD( дополнительного образования детей по
месry жительства;

}

Совместно с органами самоуправления обlчшощlоtся ведет активную пропаганд/
здорового образа жизни; проводит физкульryрно-массовые, спортивные и друп,Iе
мероприJIтI4я, способствуюuше укреплению здоровья )п{ацржся;

}

Поддерживает постоянный контакт с родитеJIями уIащихся или лицами их
замешIIощими.

3. Социально-педагогичоские

}

Классный руководителъ способствует развитию у r{ащихся навыков общения,
помогает решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учитеJIями,
2

родителями; (установление оптимЕlльньtх взаимоотношений в системе

<<;дrеник-

}п{итель>, (()п{еник - родитель)>, (ýrчитель - родитель>);

необходLп4ые коррективы в систему его воспитаЕtvlя, совместно со школьным
психологом организует психологиtIеское просвещение учатIIихся, знакомит их с
правами и обязанностями российского Iражд€tнина;

интересами воспитанников и требованиrIми жизни общества;

(законных
представителей) осуществJIение д{€lгностики
эффективности воспитательной работы с ними;

восIIитZIнности

rlащI,D(ся,

} систематическое посещение семей проблемных учащихся в целях изучения

условий воспитанияи выработки совместно с родителями учащихся единой
стратегии и тактики воспитательной работы;

работе методи.Iеских объединений и других формаr методиtIеской работы;

соответствующие общественному положению педагога.

}
}

}

4. Консультационные
педагогические консультации с у{ащимисяи

Организует
вопросам обуrения, воспитания и развитиrI ребёнка.

ID(

родитеJuIми по

5. Щиагноетические

изу^lение физического и психического здоровьявоспитанников, их
успеваемости, посещаемости и поведения во взаимодействии с медицинской и
психологической службаrrли образовательного )л{реждения ;

ана.гп,Iз

и оценка семейного воспитаниr{ какдого уt{еника;

} анализ и оценка воспитанности личности и коллектива.
J

б. Психологические
} Классный руководитель создаёт благоприятные условия цlя индивидуального

}

развитиrI и нравственного формированиrI личности уrащегося;

Организует правильные взаимоотношения обу"rшощихся со сверстниками,
педагог€lIчIи, р€врешает конфликтные ситуации (старается избегать конфликтных
сиryаций);
формы и методы работы со своим кJIассным коJшективом коллегам, работающим
в кJIассе.

7. Семейное сопрово}цдение

} Классный руководитель
школе;

\-/

} Проводит диагностику

информирует семью о правилах вFгутреннего распорядка в

семей.

Права классного руководителя

IClaccHblй руковоdаmель как аdманuсmраmuвное лuцо uмееm право:
о предJIагать руководите.гшо оУ IuIaH мероприrIтий по совершенствованию работы оУ;

. засJIуIпивать и принимать уIастие
родительскою комитета кJIасса;

о )даствовать в

организации и

в обсужденша отчетов о деятельности

проведении общешкольньD( мероприятий с

Обl"rаюпцлплися;

.

э

присутствовать на любьж уроках или мероприятиrD(, проводимьж у{итеJuIми предметниками в кJIассе;

координировать рабоry уlителей-предметников, оказыв€lющих воспитательное
влияние на его учащихся через проведение педагогических консилиумов,
(м€LпьIх> педсоветов и пр. форr;

. знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его
давать по ним объяснения;

работы,

. защищать свои интересы самостоятельно или через представителя, в том числе
адвоката,

в слуt{ае

дисциплинарного

расследования

или

служебного,

связанного

с

нарушением норм профессиональной этики;

. на конфиденциаJIьностъ дисциплинарного (с.гrужебного) расследования,

За

искJIючением сJý/чаев, предусмотренных законом;

.

повышать квЕtлификацию;

.

давать обу^rающимся во время занятий и перемен обязательные распоряжения,
относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать
}п{ащихся к ответственности в слrrаях и порядке, установленных Уставом и
Правилами о поощрениях и взысканиях обуrающихся школы;
4

о создавать собственные воспитательные системы и программы, творчески применять
новые методы, формы и приёмы воспитания, руководствуясь принципом (не
навреди>.

Классньtй руковоdаmель не шпilееm права:

У унижать этическое достоинство воспитаIIника, оскорблять его действием или
словом, придумывая клички, навешивая ярлыки...
/ использовать оценку (школьный балл) для наказания или расправы над
учеником;
у злоупотреблять доверием ребёнка, царушать данное воспитаннику слово,
сознательно вводить его в заблуждение (обманывать);
/ использовать семью, родителей или родственников для наказания ребёнка;
{ обсущать за глаза своих коллег, представлять их в невыгодном свете,
подрывая

*

авторитет

учителя

и всеfо педагогического

коллектива.

Ответственность классного руководителя

Классный руководитель несёт ответственность за жизнъ и здоровье обуrающихся
кJIасса во BpeMrI проводимьIх им мероприятий.

* За неисполнение илизаненадлежащее испоJIнение без ув€Dкительньгх

приtIин

Устава и Правшr внутреннего трудового распорядка школы, законных
распоряжений диреюора школы и иньIх локzlпьньIх нормативных актов,
доJDкностньur обязанностей, ycTaHoBJIeHHbD( настоящей Инструкцией, )литель
несёт дисциIlлинарную ответственность в порядке, определенном трудовым
законодательством.

ф

За применение, в том числе однощратное, методов воспитаЕмя) связанных с
физическшчrи и (или) псI,D(иtIеским насилием над лиLIностью об1^lающегося, а
также совершение иного аморzlльного проступка у{итель может быть освобожден
от зzlнимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и
Законом РФ (Об образованип>.

Организация работы кпассного руководителя
Общие правила организации работы школы и педагогического коллектива
вытекают из Кодекса законов о труде Российской Федерации, излагаемьD(
вст. lЗ0.
1. Рабочее время кJIассного руководитеJIя, которое он обязан посвятить детям В
течение недели - 4часа(20% от ставки уlителя).
2. Час классного руководителя (часы общения) - один раз в неДелЮ ПО
расписанию.
3. Количество восцитательных мероприжий - не менее двух дел в МесяЦ, ИЗ
которьlх одно может быть обrцешкольным.
)

4.
5.

6.
7.
8.

Количество классных родительских собраний должно составлять не менее

одного в четверть.
В каникуJuIрное и летнее BpeMrI режим работы цIколы устанавливается
согласно дополнительному плану.
Самостоятельно планирует свою рабоry на каждый у.rебный год и четверть.
ГIпан работы утверждается заместителем директора школы по
воспитательной работе.
Представляет заместителю директора школы по воспитательной работе
письменный отчет о своей деятельности по окончании каждого года.
его заместителей информацию
Полl"rает
директора школы
нормативно-правового и организационно-методического характера,
знакомится под расписку с соответствующими документами.

от

и

9. Работает в тесном контакте с rIителями, родителями учащихся (лицам их

заменяющими); систематически обменивается информацией, входящим в
его компетенцию, с администрацией и педагогиIIескими работниками
школы.

Требования к уровню профессиональной подготовки классного руководителя

Слагаемыми профессиональной подготовки кпассного руководителя

являются:
r знания и умения по общей и социалlьной педагогике; общей, социальной и

r

возрастной психологии;
знание теоретических основ воспитания, владение технологиями воспитательного
воздействия на личность (методикой воспитательной работы; методикой

организации досуга школьников, коллективной творческой деятельности;
техникой индивидуального общения с детьми, родитеJIями и др.);

r

v

r
r

знание индивиду€tльных

и возрастньгх особенностей детей и подростков,

вJIадение эффективными методами кryп{ения (диагностики) отдельной
личности и группы;
знание основ физиологии, школьной гигиены;

знание законодательных актов, постановлений и решений правительсТВа и
других государственных органов по воцроСаlrл об1^lениJI и воспитания учащихся,
Конвенции о правах ребенка, основ трудового законодательства;
знание инструкТивно-меТодическИх документов, методических рекомендаций

по организации воспитательного процесса, основных направлений

и

перспектив рzввития народного образования и педагогической практики;

. способности

к

самоанализу, самодиагностике,

прогнозированию,

программированию, коррекции, самоконтролю;
r нzulичие организаторских умений и навыков;
r наJIичие коммуникативных способностей;

6

высокий уровень духовно-нравственной культуры.

l

Слагаемыми эффективности работы классного руководителя являются
положительная диЕамика :
r состояние психологического и физического здоровья )п{ащихся кJIасса;
I

степень

сформированности

у

образа жизни;

понимания

учащихся

значимости

здорового

r уровенъ воспитанности учащихся;
l

/о

посещаемости

занятий

учебных

и внеучебных

мероприятий;

r уровень сформированности классного коллектива;
О/о

l

занятости

учащихся

в

различных

формах

дополнительного

образования

(кружки, секции, студии и др.);
. рейтинг активности Iсцассного коллектива и отдельных учащихся в школьных,
муниципчLпьных, ресгrубликанских, мероприятиrж;
r степень участия кJIассного коллектива в работе органов уIенического
самоуправлениJI;

Щелопропзводство
1. Разработка плана воспитательной работы на уrебный год;
2. Социальный паспорт кJIасса;
3. Картотека на каждого r{ащегося с указанием его физического состояния здоровья,
индивидуЕlпьных способностей, скJIонностей, психологической оценки в
коллективе;
4. Оформление личных дел )п{ащихся;
5. Оформление кJIассного журнаJIа;
6. Оформление протоколов родительских собраний;
7. Составление отчетов по итогам воспитательнойработы зауrебный год;
8. Показатели уrебной деятелъности (четверть, полугодие, год)
9. Занятостъ уIащихся в дополнительном образовании, общественных
\-/ объедине нvIях): творческих группах.
10.Папки с разработками воспитательных мероприятий, с результатами классных,
соци€шьно-педагогических исследов аний, которые в дальнейшем моryт иметь
важное значение при проведении аттестации.

Щиклограмма работы классшого руководителя
о общие принципы организации работы кJIассного руководителlI определяются

о

Еормами законодательства о труде педагогиtIеских работников, Устава МОУ
СОШ j\Ъ12, настоящего ПоложениJI.
Работа кJIассного руководителя с классом и отдельными его r{ащимися
строится в соответствии с данной цикJIограммой:

Кл ассн

bt й

ру ко

во d

amglb

eHced невно :

7

1. Определяет отсутствующих на занятиях и опоздавших учащихся, выясняет

причины их отсутствия или опоздания, проводит профилактическую работу по
предупреждению опозданий и
не посещаемости уrебньrх занятий;
2. Организует и контролирует дежурство r{ащихся в кJIассном кабинете;
З" Организует различные формы индивидуальной работы с rIащимися, в том числе
в слr{ае возникновения девиации в их поведении;

l.

2.

Кл occHbt й ру ко в о d umапь енсенеdельно :
Проверяет ведение )п{ащимися дневников с выставлением отметок за неделю;
Проводит час классного руководитеJuI (классный час) в соответствии с планом

воспитателъной работы;
З. Организует работу с родителями по ситуации; проводит работу с rrителямипредметниками, работающими в кJIассе;
4. Ана-пизирует состояние успеваемости в кJIассе в целом и у отдельных учащихся

1

2
a
J
4
5

Кл ас сн bt й ру ко
Посещает уроки в своем кJIассе;

воd

umел ь еilс еме сячн

о

:

Проводит консультации у психолога и отдельных учителей;
Решает хозяйственные вопросы в кJIассе;
Организует заседание родительского комитета кJIасса;
Организует работу классного актива;

IhlaccHblй pyKoBodumalb в mеченuе учебноzо mрш}rесmра:
1. Оформляет и заполняет классный журнilл;
2. Участвует в работе методического объединения кJIассньtх руководителей;
З. Проводит анzLпиз выполнения плана воспитательной работы за четверть,
состояниrI успеваемости и уровня воспитанности r{ащихся;
4. Проводит коррекцию плана воспитательной работы на новый триместр;
5. Проводит кJIассное родительское собрание;
6. Представляет в уrебную часть отчет об успеваемости rIащихся класса за
триместр;
Классньt

й ру ко

во d

1. Оформляет личные дела учащихся;

umапь

ееrcеzо dHo :

2. Анализирует состояние воспитательной работы

в кJIассе и уровень

воспитанности уIащихся в течение года;
З. Составляет план воспитательной работы в кJIассе (план кJIассного

руководителя);
4. Собирает и представляет в администрацию лицея статистическую отчетность об
у{ащихся кJIасса.
5. Классный руководитель обязан по требованию администрации ОУ готовить и
предоставлять отчеты различной формы о кJIассе и собственной работе.

8

е

6.

Отчет о работе юIассного руководитеJIя может быть заслушан на заседании
методического объединения кJIассньtх руководителей, педагогиt{еском или
методическом советах, административном совещании.
7. Классный руководитель обязан принимать активное участие в работе
методического объединения кJIассньж руководителей.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».