РАССМОТРЕНО:
УТВЕРХtЩЕНО:
м9
сош
Педагогическим советом
Протокол Nsl от 25.08.2023
1>>сентября 202Зг
БOу с0 lj,.
Ns9
о
р,
о
с.в.
,р ,{
I(JIaccHoM
Общие пO.пO?кения
Положение разработано на основе Закона Российскоli Федерации (Об
образовании>, ФЗ (Об основных гарантиях прав ребенка в РФ>>, ФЗ (Об основах
системы профилактики безнадзорности и правонарушений>>, Конвенции ООН о
правах ребенка и других нормативно-правовьtх документов.
Настоящее Положение определяет нормативно
организационно-методиLIескуIо основу деятельности
общеобрЕвовательных )п{реждениях РФ.
кJIассного
правовую
и
руководитеJIя в
Основные задачи деятельности классного руководителя
/
,/
/
/
{
формирование системы ценностньtх ориентации )лrащихся как основы их
воспитанности;
создание благоприятных условий для рuввития личности учащихся, свободного
и полного раскрытиrI их способностей;
формирование классного коллектива как воспитательной системы;
ор.анизация разнообразных видов коллективной творческой деятельности,
вовлекающей у{ащихся в общественно-ценностные социzL,Iизирующие
отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию;
диаrностика, реryлирование и коррекция личностного р€lзвития учащихся.
Функциональные обязанности кпассного руководItтеля
Основньгми функчионzLльньIми обязанностями кJIассного руководитеJuI явJuIются:
оргаЕизационные, координационные, диагностиtIеские, социчlJIьно-педагогические,
семеиного сопровождения.
1.
Организационные
} Классный руководитель содействует созданию благоприятных психологопедагогических условий дtя индивид/€lльного, физического и духовного
развития личности ребёнка;
кJIимата для каждого стдельного воспитанника в кJIассе;
i
€ктивом;
}
Развивает кJIассное само/правление, приуч€lя воспитанников к самоорганизации,
ответственности, готовности и умению принимать жизненные решения;
} ОсуществJIяет помощь )л{еникам в
1..rебной деятельности; BbuIBJuIeT причины
низкой успеваемости, организует их устранение;
} Ведет в установленном порядке доку![ентацию кпасса, контролирует заполнение
ДНеВНИКОВ У{аЩИМИСЯИ ПРОСТаВЛеНИе В HIID( ОЦеНОК;
}
ГЬrанирует воспитательную работу в кJIассе;
} Оперативно извещает администрацию школы и родителей обо всех
чрезвычайньD( происшествиях, связанньD( со здоровьем и жизнью детей;
} Проводит инструктаж у{ащихся по безопасности проведенаf, воспитательньD(
мероприятий с обязательной регистрацией в кJIассном журн€lJIе или хýiрнале
v
}
регистрации инструкт€Dка;
Организует изу{ение правил по охране труда, правил дорожного движениrI,
поведениrI в быry, на воде и т. д.;
} Организует
} Организует
дежурства по кJIассу, школе, столовой;
питание у{ащихся в столовой;
} Систематически (1 раз в неделю) проводит кJIассные часы (собрания,
((часы
общения)>, организационные кJIассные часы и т. п.) с уrащимися закрепленного
кIIасса;
}
Организует работу по профессионапьной ориентации rIащихся;
}
ВзашrдодеЙствует с уt{итеJuIми, работаюшцп,rr в кJIассе;
\,,7 }
2.
Коорлинационные
Классный руководитель содействует поJIr{ению дополнительного образования
обуrаюпцосся через систему IФужков, кгryбов, секций, объединений,
организуемых в школе, или уrреждениrD( дополнительного образования детей по
месry жительства;
}
Совместно с органами самоуправления обlчшощlоtся ведет активную пропаганд/
здорового образа жизни; проводит физкульryрно-массовые, спортивные и друп,Iе
мероприJIтI4я, способствуюuше укреплению здоровья )п{ацржся;
}
Поддерживает постоянный контакт с родитеJIями уIащихся или лицами их
замешIIощими.
3. Социально-педагогичоские
}
Классный руководителъ способствует развитию у r{ащихся навыков общения,
помогает решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учитеJIями,
2
родителями; (установление оптимЕlльньtх взаимоотношений в системе
<<;дrеник-
}п{итель>, (()п{еник - родитель)>, (ýrчитель - родитель>);
необходLп4ые коррективы в систему его воспитаЕtvlя, совместно со школьным
психологом организует психологиtIеское просвещение учатIIихся, знакомит их с
правами и обязанностями российского Iражд€tнина;
интересами воспитанников и требованиrIми жизни общества;
(законных
представителей) осуществJIение д{€lгностики
эффективности воспитательной работы с ними;
восIIитZIнности
rlащI,D(ся,
} систематическое посещение семей проблемных учащихся в целях изучения
условий воспитанияи выработки совместно с родителями учащихся единой
стратегии и тактики воспитательной работы;
работе методи.Iеских объединений и других формаr методиtIеской работы;
соответствующие общественному положению педагога.
}
}
}
4. Консультационные
педагогические консультации с у{ащимисяи
Организует
вопросам обуrения, воспитания и развитиrI ребёнка.
ID(
родитеJuIми по
5. Щиагноетические
изу^lение физического и психического здоровьявоспитанников, их
успеваемости, посещаемости и поведения во взаимодействии с медицинской и
психологической службаrrли образовательного )л{реждения ;
ана.гп,Iз
и оценка семейного воспитаниr{ какдого уt{еника;
} анализ и оценка воспитанности личности и коллектива.
J
б. Психологические
} Классный руководитель создаёт благоприятные условия цlя индивидуального
}
развитиrI и нравственного формированиrI личности уrащегося;
Организует правильные взаимоотношения обу"rшощихся со сверстниками,
педагог€lIчIи, р€врешает конфликтные ситуации (старается избегать конфликтных
сиryаций);
формы и методы работы со своим кJIассным коJшективом коллегам, работающим
в кJIассе.
7. Семейное сопрово}цдение
} Классный руководитель
школе;
\-/
} Проводит диагностику
информирует семью о правилах вFгутреннего распорядка в
семей.
Права классного руководителя
IClaccHblй руковоdаmель как аdманuсmраmuвное лuцо uмееm право:
о предJIагать руководите.гшо оУ IuIaH мероприrIтий по совершенствованию работы оУ;
. засJIуIпивать и принимать уIастие
родительскою комитета кJIасса;
о )даствовать в
организации и
в обсужденша отчетов о деятельности
проведении общешкольньD( мероприятий с
Обl"rаюпцлплися;
.
э
присутствовать на любьж уроках или мероприятиrD(, проводимьж у{итеJuIми предметниками в кJIассе;
координировать рабоry уlителей-предметников, оказыв€lющих воспитательное
влияние на его учащихся через проведение педагогических консилиумов,
(м€LпьIх> педсоветов и пр. форr;
. знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его
давать по ним объяснения;
работы,
. защищать свои интересы самостоятельно или через представителя, в том числе
адвоката,
в слуt{ае
дисциплинарного
расследования
или
служебного,
связанного
с
нарушением норм профессиональной этики;
. на конфиденциаJIьностъ дисциплинарного (с.гrужебного) расследования,
За
искJIючением сJý/чаев, предусмотренных законом;
.
повышать квЕtлификацию;
.
давать обу^rающимся во время занятий и перемен обязательные распоряжения,
относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать
}п{ащихся к ответственности в слrrаях и порядке, установленных Уставом и
Правилами о поощрениях и взысканиях обуrающихся школы;
4
о создавать собственные воспитательные системы и программы, творчески применять
новые методы, формы и приёмы воспитания, руководствуясь принципом (не
навреди>.
Классньtй руковоdаmель не шпilееm права:
У унижать этическое достоинство воспитаIIника, оскорблять его действием или
словом, придумывая клички, навешивая ярлыки...
/ использовать оценку (школьный балл) для наказания или расправы над
учеником;
у злоупотреблять доверием ребёнка, царушать данное воспитаннику слово,
сознательно вводить его в заблуждение (обманывать);
/ использовать семью, родителей или родственников для наказания ребёнка;
{ обсущать за глаза своих коллег, представлять их в невыгодном свете,
подрывая
*
авторитет
учителя
и всеfо педагогического
коллектива.
Ответственность классного руководителя
Классный руководитель несёт ответственность за жизнъ и здоровье обуrающихся
кJIасса во BpeMrI проводимьIх им мероприятий.
* За неисполнение илизаненадлежащее испоJIнение без ув€Dкительньгх
приtIин
Устава и Правшr внутреннего трудового распорядка школы, законных
распоряжений диреюора школы и иньIх локzlпьньIх нормативных актов,
доJDкностньur обязанностей, ycTaHoBJIeHHbD( настоящей Инструкцией, )литель
несёт дисциIlлинарную ответственность в порядке, определенном трудовым
законодательством.
ф
За применение, в том числе однощратное, методов воспитаЕмя) связанных с
физическшчrи и (или) псI,D(иtIеским насилием над лиLIностью об1^lающегося, а
также совершение иного аморzlльного проступка у{итель может быть освобожден
от зzlнимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и
Законом РФ (Об образованип>.
Организация работы кпассного руководителя
Общие правила организации работы школы и педагогического коллектива
вытекают из Кодекса законов о труде Российской Федерации, излагаемьD(
вст. lЗ0.
1. Рабочее время кJIассного руководитеJIя, которое он обязан посвятить детям В
течение недели - 4часа(20% от ставки уlителя).
2. Час классного руководителя (часы общения) - один раз в неДелЮ ПО
расписанию.
3. Количество восцитательных мероприжий - не менее двух дел в МесяЦ, ИЗ
которьlх одно может быть обrцешкольным.
)
4.
5.
6.
7.
8.
Количество классных родительских собраний должно составлять не менее
одного в четверть.
В каникуJuIрное и летнее BpeMrI режим работы цIколы устанавливается
согласно дополнительному плану.
Самостоятельно планирует свою рабоry на каждый у.rебный год и четверть.
ГIпан работы утверждается заместителем директора школы по
воспитательной работе.
Представляет заместителю директора школы по воспитательной работе
письменный отчет о своей деятельности по окончании каждого года.
его заместителей информацию
Полl"rает
директора школы
нормативно-правового и организационно-методического характера,
знакомится под расписку с соответствующими документами.
от
и
9. Работает в тесном контакте с rIителями, родителями учащихся (лицам их
заменяющими); систематически обменивается информацией, входящим в
его компетенцию, с администрацией и педагогиIIескими работниками
школы.
Требования к уровню профессиональной подготовки классного руководителя
Слагаемыми профессиональной подготовки кпассного руководителя
являются:
r знания и умения по общей и социалlьной педагогике; общей, социальной и
r
возрастной психологии;
знание теоретических основ воспитания, владение технологиями воспитательного
воздействия на личность (методикой воспитательной работы; методикой
организации досуга школьников, коллективной творческой деятельности;
техникой индивидуального общения с детьми, родитеJIями и др.);
r
v
r
r
знание индивиду€tльных
и возрастньгх особенностей детей и подростков,
вJIадение эффективными методами кryп{ения (диагностики) отдельной
личности и группы;
знание основ физиологии, школьной гигиены;
знание законодательных актов, постановлений и решений правительсТВа и
других государственных органов по воцроСаlrл об1^lениJI и воспитания учащихся,
Конвенции о правах ребенка, основ трудового законодательства;
знание инструкТивно-меТодическИх документов, методических рекомендаций
по организации воспитательного процесса, основных направлений
и
перспектив рzввития народного образования и педагогической практики;
. способности
к
самоанализу, самодиагностике,
прогнозированию,
программированию, коррекции, самоконтролю;
r нzulичие организаторских умений и навыков;
r наJIичие коммуникативных способностей;
6
высокий уровень духовно-нравственной культуры.
l
Слагаемыми эффективности работы классного руководителя являются
положительная диЕамика :
r состояние психологического и физического здоровья )п{ащихся кJIасса;
I
степень
сформированности
у
образа жизни;
понимания
учащихся
значимости
здорового
r уровенъ воспитанности учащихся;
l
/о
посещаемости
занятий
учебных
и внеучебных
мероприятий;
r уровень сформированности классного коллектива;
О/о
l
занятости
учащихся
в
различных
формах
дополнительного
образования
(кружки, секции, студии и др.);
. рейтинг активности Iсцассного коллектива и отдельных учащихся в школьных,
муниципчLпьных, ресгrубликанских, мероприятиrж;
r степень участия кJIассного коллектива в работе органов уIенического
самоуправлениJI;
Щелопропзводство
1. Разработка плана воспитательной работы на уrебный год;
2. Социальный паспорт кJIасса;
3. Картотека на каждого r{ащегося с указанием его физического состояния здоровья,
индивидуЕlпьных способностей, скJIонностей, психологической оценки в
коллективе;
4. Оформление личных дел )п{ащихся;
5. Оформление кJIассного журнаJIа;
6. Оформление протоколов родительских собраний;
7. Составление отчетов по итогам воспитательнойработы зауrебный год;
8. Показатели уrебной деятелъности (четверть, полугодие, год)
9. Занятостъ уIащихся в дополнительном образовании, общественных
\-/ объедине нvIях): творческих группах.
10.Папки с разработками воспитательных мероприятий, с результатами классных,
соци€шьно-педагогических исследов аний, которые в дальнейшем моryт иметь
важное значение при проведении аттестации.
Щиклограмма работы классшого руководителя
о общие принципы организации работы кJIассного руководителlI определяются
о
Еормами законодательства о труде педагогиtIеских работников, Устава МОУ
СОШ j\Ъ12, настоящего ПоложениJI.
Работа кJIассного руководителя с классом и отдельными его r{ащимися
строится в соответствии с данной цикJIограммой:
Кл ассн
bt й
ру ко
во d
amglb
eHced невно :
7
1. Определяет отсутствующих на занятиях и опоздавших учащихся, выясняет
причины их отсутствия или опоздания, проводит профилактическую работу по
предупреждению опозданий и
не посещаемости уrебньrх занятий;
2. Организует и контролирует дежурство r{ащихся в кJIассном кабинете;
З" Организует различные формы индивидуальной работы с rIащимися, в том числе
в слr{ае возникновения девиации в их поведении;
l.
2.
Кл occHbt й ру ко в о d umапь енсенеdельно :
Проверяет ведение )п{ащимися дневников с выставлением отметок за неделю;
Проводит час классного руководитеJuI (классный час) в соответствии с планом
воспитателъной работы;
З. Организует работу с родителями по ситуации; проводит работу с rrителямипредметниками, работающими в кJIассе;
4. Ана-пизирует состояние успеваемости в кJIассе в целом и у отдельных учащихся
1
2
a
J
4
5
Кл ас сн bt й ру ко
Посещает уроки в своем кJIассе;
воd
umел ь еilс еме сячн
о
:
Проводит консультации у психолога и отдельных учителей;
Решает хозяйственные вопросы в кJIассе;
Организует заседание родительского комитета кJIасса;
Организует работу классного актива;
IhlaccHblй pyKoBodumalb в mеченuе учебноzо mрш}rесmра:
1. Оформляет и заполняет классный журнilл;
2. Участвует в работе методического объединения кJIассньtх руководителей;
З. Проводит анzLпиз выполнения плана воспитательной работы за четверть,
состояниrI успеваемости и уровня воспитанности r{ащихся;
4. Проводит коррекцию плана воспитательной работы на новый триместр;
5. Проводит кJIассное родительское собрание;
6. Представляет в уrебную часть отчет об успеваемости rIащихся класса за
триместр;
Классньt
й ру ко
во d
1. Оформляет личные дела учащихся;
umапь
ееrcеzо dHo :
2. Анализирует состояние воспитательной работы
в кJIассе и уровень
воспитанности уIащихся в течение года;
З. Составляет план воспитательной работы в кJIассе (план кJIассного
руководителя);
4. Собирает и представляет в администрацию лицея статистическую отчетность об
у{ащихся кJIасса.
5. Классный руководитель обязан по требованию администрации ОУ готовить и
предоставлять отчеты различной формы о кJIассе и собственной работе.
8
е
6.
Отчет о работе юIассного руководитеJIя может быть заслушан на заседании
методического объединения кJIассньtх руководителей, педагогиt{еском или
методическом советах, административном совещании.
7. Классный руководитель обязан принимать активное участие в работе
методического объединения кJIассньж руководителей.
9