Положение о внутришкольном мониторинге качества образования 2023

РАССМОТРЕНО:

!!Hcl

Педагогическим советом
Протокол Ns1 от 25.08.202З
(i

1

рждЕно

ш

Jф9

нко С.В
202Зг

положение
о внутришкольном мониторинге качества образования

мБоу сошль9

1.1.

о

1. Общие положения

внутришкольном мониторинге качества
образования в школе (далее Положение) разработано в соответствии с
Федеральным законом от 29.|2.20|2 N 273-ФЗ"Об образовании в Российской
Федерации", ФГОС, утвержденных прик€вом Министерства образования и
науки Российской Федерации от <<17>> декабря 2010 г. J\Гs 1897, Уставом

Положение

школы.

|.2.

Положение опредеJuIет цели, задачи, вttутришкольные показатели
и индикаторы, инструментарий, функцион€Lпьную схему, организационную
структуру, порядок проведения внутришкольного мониторинга качества
образования.
В Положении применяются понятия:
Монumорuнz - систематическое отслеживание процессов, результатов, других
характеристик образовательной системы для выявления соответствия (или не
соответствия) ее рzввития и функционирования заданным целям.
Качесmво образованuя комплексная характеристика образовательной

1.3.

деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их

соответствия федеральным государственным образовательным стандартам,
образовательным стандартам, федер€лльным государственным требованиям и
(или) потребностям физического или юридического лица, в интересах
которого осуществляется образовательн€tя деятельность, в том числе степень
достижения планируемых результатов образовательной программы;
Преdл,tеmом монumорuнzа является качество образования и воспитания как

системообразующий

фактор

образовательного процесса

в

общеобр€вовательном }п{реждении.
Объекmамu .lйонumорuнzа являются уrебные и внеlrчебные достижения
обучающихся, профессион€lльнzul деятельность педагогов и администрации,
образовательные программы и услов ия их реаJIизации.
Субъекmсшru .монumорuнzа являются потребители образовательных услуг и
r{астники образовательного процесса в лице обу.rающихся, их родителеЙ
(законных представителей), 1^rителей и администрации образовательного
у{реждениrI.
Инсmруменmарuем таких исследований моryт быть анкеты, тесты, опросные
листы, статистические отчеты, различного рода формы, таблицы, графики и

др. Инструментами мониторинговой деятельности являются технические,
электронно-вычислительные и информационные средства, программнопродукты, средства коммуникации и т.д.
tr.4. I_{елью мониторинга является сбор, обобщение, анапиз информации
о состоянии системы образования МАОУ СОШ Ns9 и основных показателях
ее функционирования для определениrI тенденций рЕ}звития системы
образования в территории, прин ятия обоснованных управленческих решений
по достижению качественного образования.
1.5. !ля достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
формирование механизма единой системы сбора, обработки и хранения
информации о состоянии системы образования;
координация деятельности всех r{астников мониторинга;
своевременное выявление динамики и основных тенденций в развитии
системы образования в ОУ;
выявление действующих на качество образования факторов, принятие
мер по минимизации действия и устранению отрицательных
последствий;
- формулирование основных стратегических направлений рЕввития
системы образования на основе анzLлиза пол)л{енных данных;
инструмент€Lпьные

2. Организация и технология мониторинга
2.1. Организационной основой осуществления процедуры мониторинга
является программа внутришкольного мониторинга, где определяются
форма, направления, сроки и порядок проведения мониторинга,
ответственные исполнители. На ее основе составляется годовая циклограмма
мониторингq котораJI утверждается приказом директора ОУ и обязательна
для исполнения работниками МБОУ СОШ Jф9

2.2. Мониторинг осуществляется

в

двух формах:

постоянный
(непрерывный) мониторинг (осучествляется непрерывно после постановки
задач и создания системы запросов с соответствующей технологией сбора и
обработки информации)
периодический мониторинг (осуrчествляется
периодически) в соответствии с программой мониторинга.
2.З. Мониторинг представляет собой уровневую иерархическую
структуру и включает в себя административный уровень ОУ и уровень
методических объединений учителей-предметников.
2.4. Проведение мониторинга предполагает широкое использование
современных инфорN{ационных технологий на всех этапах сбора, обработки,
хранения и использования информации.
2.5. Реа-пизация мониторинга предполагает последовательность
следующих действий:
определение и обоснование объекта мониторинга;
сбор данных, используемых дJlя мониторинга;

и

- структурирование бж

-

данных, обеспечивающих хранение

оперативное использование информ ации;
обработка пол}п{енных данных в ходе мониторинга;

и

_
_
*

анапиз и интерпретация полrIенных данных в ходе мониторинга;
подготовка документов по итогам анaшиза полученных данных;
распространение результатов мониторинга среди пользователей
мониторинга.

2.6. Общеметодологическими требованиJIми к

инструментарию
мониторинга являются вalJIидность, надежность, удобство использования,
доступность для рzLзличных уровней управлениrI, стандартизированность и
апробированность.
2.7. Процедура измерения, используемая в рамках мониторинга,
направлена на установление качественньtх и количественных характеристик
объекта.
2.8.

В отношении характеристик, которые вообще или практически не
поддаются измерению, система количественных оценок дополняется
качественными оценками.

2.9. Основными инструментами, позволяющими дать качественн5rю

оценку системе образования, являются: анализ изменений характеристик во
сравнение одних характеристик с
времеЕи (динамический ана-гrиз)
анапогичными в рамках образовательной системы (сопоставительный

и

анализ).
2.10. При оценке качества образования в

МБОУ СОШ J\b9 основными
методами установления фактических значений показателей являются
экспертиза и измерение. Экспертиза - всестороннее изучение состояниrI
образовательных процессов, условий и результатов образовательной
деятельности. Измерение - оценка уровня образователъных достижений с

помощью контрольных измерительньIх матери€rлов (зачетов, тестов, анкет и
др.), имеющих стандартизированную форму и содержание которых
соответствует ре€tлизуемым в ОУ образовательным программам.
2.|З. Прочелуры оценки качества:
лицензирование учреждения;
- гос}дарственную аккредитацию учреждения;
государственную (итоговую) аттестацию выпускников;
- независимые формы итоговой аттестации по уровням образования;
мониторинг качества образования;
внутренний мониторинг уrреждения и педагогической деятельности;
конкурсы.
2.|4. К методам проведения мониторинга относятся:
- экспертноеоценивание,
_ тестирование, анкетирование, ранжирование,
проведение контрольных и других квалификационных работ,
статистическ€ш обработка информации и др.

2.16. Мониторинг качества образования в МБОУ СОШ М9

осуществляется по следующим трём направлениям, которые включают
перечисленные объекты мониторинга:
льтатов:
1_Качество образовательных

-

предметные результаты обучения (включая сравнение данных
внутренней и внешней диагностики, в том числе ГИА 9 и 11 классов.);
метапредметные результаты обуrения (включая сравнение данных
внутренней и внешней диагностики);

личностные результаты (включая показатели социализации

обучающихся);
ДОСТИЖеНия обl"rающихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах;
удовлетворённость родителей качеством образовательных результатов.
2. Качество реа-пизации образовательного процесса:
основные образовательные программы (соответствие структуре ФГОС
и контингенту обуrающихся);
- дополнительные образовательные программы (соответствие запросам

родителей);
реализация уrебных планов и рабочих программ (соответствие ФГОС);
- качество уроков и индивиду€tльной работы с обуtающимися;
- качество внеурочной деятельности (включая классное руководство);
- удовлетворённость учеников и родителей уроками и условиями в
школе.
3. Качество услоJий, обý:сц9чцвающих обр€вовательный процесс:
матери€tпьно-техническое
обеспечение ;
информационно-рЕtзвивающая среда (включая средства ИКТ и учебнометодиtiеское обеспечение);
санитарно-гигиенические и эстетические условия;
медицинское сопровождение и общественное питание;
- психологический климат в образовательном учреждении;
кадровое обеспечение (включая повышение ква_гlификации,
инновационную и науrно-методическуIо деятельность педагогов)
школы,
- общественно-государственное управление (Совет

-

педагогический совет,

родительский комитет,

самоуправление) и стимулирование качества образования;

документооборот и

ученическое

нормативно-правовое обеспечение (включая

программу развития образовательного учреждения).

2.|7. Система мониторинга качества образования может
представлена двумя частями базы данных:

инвариантнzul

быть

часть (набор одинаковьIх для всех

образовательного процесса по структуре, составу и

субъектов
методологии

расчета показателей);

вариативная часть
(показатели, отражающие специфику
образовательного процесса по
предметам, направлениям
воспитательно-образователъного процесса и
соttутствующих
Процессов, дающие оценку выполнения отдельных задач, нововведений
и их эффективность).

2.|8. По итогам анализа полученных данных мониторинга готовятся
соответствующие доч.менты (отчеты, справки, доклады), которые доводятся

до сведения педагогического коллектива Оу, у{редителя, родителей,
общественности социума школы.

2.|9. Результаты мониторинга явJLяются основанием для принятия

административньIх решений на уровне ОУ.

2.20.

В

основу школьной системы оценки качества образования
положены принципы:

2.20.1. Программно-целевой подход в формировании системы оценки и
управления качеством образования.

и

2.20.2.I_{елесообр.вности при дифференциации
упорядочении
информационных потоков о состоянии качества образования в школе в целом
и каждого у{ащегося школы, инструментzLпьности и технологичности
используемых показателей с 1..IeToM потребностей разных потребителей
образовательных услуг, минимизации их количества.
показателей качества
2.20.3.Реалистичности требований, норм
образования, их социuLпьной и личностной значимости.
2.20.4. Научности в подходЕIх к разработке диагностического
инструментария и процессов оценки качества образования.
2.20.5. Гласности путем вкJIючения в систему общественной
экспертизы всех )л{астников образовательного процесса на всех этапах,

и

открытости, прозрачности процедур оценки качества образования,
досryпности информации о состоянии и качестве образования для

потребителей.
2.20.6. Профессион€tlrизма путем подготовки экспертов по оценке
результатов и организации образовательного процесса.
2.20.7. Преемственности за счет единства требований, предъявляемых
на этапах начапьного, общего и среднего образования.
3. Составляющие школьной системы оценки качества образования
З. 1. Оценка качества образования осуществляется посредством:
системы внутришкольного мониторинга образовательных результатов;

внутришкольной экспертизы качества образования, KoTopEuI
осуществляется на реryлярной основе администрацией школы
(внутренний аулит).

3.2. Администрация школы (директор и его заместители) формируют
концепту€tпьные подходы к оценке качества образования, обеспечивают
реzLлизацию процедур контроля и оценки качества образования,
координируют работу рslзличных структур, деятельность которых связана с
вопросами оценки качества образованиJI, определяют состояние и тенденции
р€ввития школьного образования, принимают управленческие решения по

совершенствованию качества образования.
3.3. Методические объединения педагогов школы по итогам оценки
КаЧеСтВа образования в школе на каждом этапе проводят экспертизу
Эффективности педагогических стратегий и технологий, направленных на

совершенствование качества образования В

школе, формулируют

предложения в Образовательную программу школы по совершенствованиЮ
качества образования.
3.4. Совет школы заслушивает руководителя школы по реzLлизации
системы мониторинга, даёт оценку деятельности руководителей и педагогов
школы по достижению запланированных результатов в реализации
Образовательной программы школы.

Система мониторинговых исследований в МБОУ СОШ ЛЪ9
1.Социодиагностика
1.1. Социальный паспорт школы (осуществляется 1 раз в год):
характеристика семей )чащихся по составу (полные, неполные, с опекаемым
ребенком, семья с отчимом / мачехой, воспитывает бабушка), по
материаJIьному положению (малообесuеченн€ш, многодетная, семья
пенсионеров), по образованию родителей (с высшим образованием, со
средним специ€tльным, средним общим образованием, без среднего
образования), по соци€tльному статусу (интеллигенция, служащие, рабочие,
4.

предприниматели, безработные).

|.2. Участие родителей в соуправлении школой (участие в

Совета школы, родительских комитетов).

работе

Участие родителей в организации уtебно-воспитательного
процесса (уластие в организации внеурочной учебной деятельности, в

1.3.

проведении внекJIассных мероприятий и т.п.).

|.4. Удовлетворенность родителей (1"rащихся) предоставляемыми

образовательными услугами.
1.6. АсоциаJIьные семьи.

Мониторинг развития кадрового потенциала ОУ.
2.1. Характер работы сотрудников (педагогический, технический

2.

работник, постоянный характер работы или совместительство).
2.2. Стаж работы (до 2-х лет, от 2 до 5 лет, от 5 до l0 лет, от 10 до 20
лет, более 20 лет).
2.З" Образовательный уровень членов педагогического коллектива
(высшее образование, среднее специЕrльное, неоконченное высшее, второе
высIцее, обучение в аспирантуре)
2.4. Возрастная характеристика педагогов (до 25 лет;25-З5 лет, 35-55
лет, свыше 55 лет).
2.5. Уровень квzLпификации педагогов (квалификационные категории)
2.6. Использование педагогических технологий, форм
методов
работы.
2.7 . Самообразовательная работа педагогов.
2.8. Щанные о курсовой подготовке педагогов.
2.9. Мониторинг участия членов педколлектива
мероприятиrIх
разного уровня
Мониторинг состояния здоровья обучающихся п
здоровьесберегающей образовательной среды.

и

в

3.

З.1. Показатели здоровья (уровень и структура общей заболеваемости,
заболеваемость по отдельным видам, количество часто болеющих детей,
количество детей с откJIонениями в состоянии здоровья и с хроническими
заболеваниrIми, количество детей, отнесенных по состоянию здоровья к
медицинским группам для занятий физической культурой, распределение
детей по |руппам здоровья).
3.2. Показатели физической подготовленности
3.3. Показатели травматизма.
З.4. Показатели состояния здоровьесберегающей среды.
4. Мониторинг воспитательЕого воздействия ОУ.
4.i. Мониторинг факторов, влияющих на уровень воспитанности:
4.2. Мониторинг r{астия школьников в общешкольных делах.
4.З. Мониторинг rrастия в r{еническом самоуправлении,
4.4. Мониторинг }п{астия в мероприятиях рzвного уровня (количество,
охват)

4.5. Мониторинг участия в спортивных мероприятиях рЕвного уровня
(количество, охват)
4.6. Мониторинг r{астиrl в дополнительном образовании,
предоставляемом школой.
4.7. Мониторинг внеурочной 1^lебной деятельности:
5. Мониторинг учебной деятельности
5.1. Наличие кJIассов с внешней дифференциацией (инклюзивное
обучение)
5.2. УРОВень обl"rенности в кJIассах ( по классам, по предметам).
5.З. Мониторинг качества обl^rения в кJIассах в адаптационный период
(5, 10 классы)
5.4. Мониторинг качества обуrения (по школе, по кJIассам, ypoBHrIM,
учебным предметам)
5.5. Мониторинг результатов итоговой аттестации:
Сравнительный анЕLлиз результатов итоговой аттестации за курс
основной школы (обязательные предметы, предметы по выбору)
- Сравнительный ан€Lлиз результатов итоговой аттестации за курс
средней школы (обязательные предметы, предметы по выбору):
5.7. Мониторинг количества }чащихся, освоивших 1^rебные программы
на уровне, превышающем образовательный стандарт (количество
обуrающихся на <<5>>, на <<4>> и ((5), пол}пIивших аттестат особого образца,
награжденных золотой и серебряной меда-пями).

б. Мониторинг продуктивности деятельности образовательного
учрежденпя

6.1. МОНИТОРинг }п{астия школьников в олимпиадах р€tзного уровня;

6.2. Мониторинг участия школьников в

конференциях разного уровня;

нау{но-практических

6.З. Мониторинг участиJI школьников в фестивалях и творческих

конкурсах;

6.4. Мониторинг участия педагогов в профессионапьных конкурсах
разного уровня;

6,5. Мониторинг участия педагогов в творческих конкурсах разного

уровня;

6.6. Мониторинг спортивных достижений rIащихся;.

7.

Мониторинг материально-технического оснащения учебно-

воспитательного процесса.
7.1. Мониторинг компьютеризации УВП (количество учащихся на один

пк).

7.2" Мониторинг использования 1"rебного и внеурочного времени для
работы в сети Интернет (количество времени, у.,rебные предметы, наиболее
посещаемые сайты)

7.З.

Мониторинг библиотечного фонда

(по

источникам

финансирования, по количеству и направленности библиотечного фонда).

8. Оформление и

представление результатов внутреннего

мониторинга
8.1.Публичный отчет директора школы по итогам уlебного года
8.2. Отчет о результатах самообследования

ОУ

8.3.Управленческие справки
8.4. Сводный отчет по итогам года.
8. 5 . Представление результатов на Интернет-представительстве
8.6. Информирование родителей на родительских собраниях.

ОУ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».