ъ.i
РАССМОТРЕНО:
>_>.
\и пд
ржд
иервД
на педагогическом совете
протокол Ng l от 25.08.202З года
m
:
m
ищ9ё
((
о
*ý
2
))
s$
положение
о профориентационной работе
+)
1. Общие положения
Настоящее Положение разработано' в соответствии со следуюшими
нормативными документам и
-Фелеральным законом от 29 декабря 20|2 года Ns 27З-ФЗ
Российской Фелерации);
-Уставом МАоУ Сош N 9 (о-ее организации).
:
основными целями профориентационной работы
являются:
(об образовании
в МАоУ СоШ
NЬ'
в
9
удовлетворение образовательных потребностей выпускников;
расширение возможности социализации rIащихся;
способствование равного доступа к полноценному образованию разным
КаТеГОРиям ОбучаЮщихся в соответствии с их способностями и индивиду;lльными
склонностями и потребностями.
l . 1 .Основные мероприятия (направления) профориентационной деятельности,
ВСя профориентационная работа осуществляется с определенным акцентом по
направлению, по которому идет подготовка в школе. однако этот акцент не должеt-t
ущемлять свободу выбора выпускника.
В соответствии с поставленными целями профориентационная работа
rIредставляет собой комплекс мероприятий, проводимых в школе.
ОСнОвные мероприятия по профориентационной работе, проводимые в Iпко_lе:
1)провеление консультаций с }л{ащимися по выбору направления, наиболее
соответствующей их способностям, скJIонностям и подготовке,
2)участие в подготовке к изданию и распространению информационных и
учебно-методических материалов для rlащихся;
3)проведение ярмарок учебных мест совместно со службой занятости
населения;
4)организация и проведение центр€rлизованного тестирования;
5)провеление профориентационной работы среди учащихся) направленной на
приобретение перспективны х, общественно значимых специчlJI ьносте й ;
6)устаноВление связи со средними профессион€lJIьными учебнымlл
заведениями и организачия об1..rения выпускников,
7)организация и проведение встреч учащихся с представителями профессий,
пользующихся спросом на рынке труда.
1.2.Работа с
школе по
профессион€lJIьному
)л{ащимися в
самоопределению:
-преподавание в школе - углубленное изучение предметов;
-руководство на)лными обществами учащихся - круil(ковая работа;
-организация и проведение тематических экскурсий;
-проведение анкетирования }п{ащихся по их самоопределению в профессии;
-активизация интереса учащихся к выбору профессии;
-доведение сведений до учащихся специчlльностей (профессий).
1.3.Работа с кJIасснымИ руководИтелями в школе по профессион;Lльнсму
самоопределению уiащихся
-взаимодействие с классными руководителями по выявлению способностей,
скJIонностей, уровня обучения у{ащихся;
:
-изучение скJIонностей, интересов в процессе вовлечения учащихся
разнообразные виды внеклассной деятельности;
-анкетирование о профессиончlльном обучении.
1.4.Работа с
родителями учащихся по
в
профессионzulьном},
самоопределению гIащихся
-rIастие в родительских собраниях;
.
-кJIассные часы с участием родителей, представляющих ту 1,Iли ину}о
профессию;
-информирование родителей учашихся о специаJIьностях ( профеССиях);
-участие в коррекции профессионЕtльной направленности учащихся;
-информирование о правилах приема, перспективах развития рынка трУДа,
_разъяснение роли родителей в профессионrtльной ориентации учаЩихСя выборе профессии;
-встречи учашихся и родителей с выпускниками - студентами СУЗОВ И
вузов.
1,5.Организационно-массовые формы профориентационной работы
-психолого-педагогические тренинги профессионапьного самоопределения
у{ащихся;
_лекции по профориентации,
проводящиеся классными руководителяN,Iи.
приглашёнными.
l .6.Методическая работа:
-составление индивиду€rльных 1"rебных планов для учащихся;
-разработка и апробация методик профессионiLпьного самоопределения ;
:
-профессиональное
ориентирование
учащихся
через
включение
в науtlцп-
исследовательскую деятельность.
1 .7.Профориентационные диагностика и консультации:
-исследование мотивации выбора профессии;
-исследование профессиона.пьных интересов;
-исследование соответствия личностных качеств учащихся выбранlrой
профессии;
-индивидуzLльные консультации для учащихся, родителей, педагогов.
2. Щель и задачи профориентационной работы
ель
- подготовить учащихся к обоснованнOму,
осоЗнанному и самостоятельному выбору профессии, удовлетворяющему как
личные интересы, так и общественные потребности.
Задачи профориентационной работы.
-
форrирование у учащихся личностных и общественно-значимых мотивов
-
определение склонностей, интересов и способностей учащихся к
выбора профессии;
конкретному виду деятельности и возмQжностей реализации;
профессиональной
значимых
деятельности
дJIя
развитие
психофизиологических функций организма, профессионаJIьно важных KaLlecTB
личности, общих (интеллектуztльных, физических, творческих и др.) и специаJIьных
(математических, художественных и др.) способностей;
- создание условий для общекультурной и лопрофессиончlльной подготовки
школьников с учетом выявленных интересов, склонностей, способностей
и
социztльного запроса их родителей,
- ознакомление у{ащихся с профессиограммами, информация о ситуации на
рынке труда, об учебных заведениях региона, области, страны и о других способах
полrIения профессии;
- пропаганда востребованных в обществе профессий;
- оказание помощи учащимся при решении вопроса о выборе профессии.
- организация совместной деятельности школы, предприятий, учреждений
дополнительного образования, культуры и спорта по профориентации у{ащихся;
- мониторинг профориентационной работы школы и профессион:lJIьного
самоопределения выпускников.
J.
I_[
Е,Л И
:
Профориентационная работа является одним из направлений
в о с
п
итан ;
:'iil;In",xr'"T
"
ffiLЪЖ: JJ'fiъ
ес с и о н
zш ь н ы
х
з н а н
ий.
умений и навыков, формирование личностных качеств, способствующих успешной
в
адаптации
экономики.
рыночной
условиях
Первое направление этой работы -работа с педагогическим коллективом.
Второе направление - работа с ученическим коллективом, которая идёт с l по I l
кпасс, имея свои особенности в младшем, среднем и старшем
Третье направление - работа с родителями.
звеньях
младшее зве но 1-4 кJIассы
Ilели: Выявление интересов учащихся; расширение интереса и воспитание к
познанию
мира
профессий; расширение об
окружающем
мире.
Задачи: Определить уровень знаний учащихся о мире профессий; расширить знания
об интересующих их профессиях; познакомить с новыми профессиями, доступны!lи
для понимания в данном возрасте.
Реализуются
данные
задачи
и
цели
LIерез:
-Экскурсии на пришкольный rIасток (кТрул мой осенью)), в кабинет труда и
школьную мастерскую, в столовую (знакомство с профессией повара);
-встречи с
родителями <Уважение к
людям
труда));
-беседы <Как хлеб на столе появился>, <Труд людей осенью)), уход за деревьями,
РаЗговор о профессиях. <Мамы разные важны, мамы всякие нужны)), кПрофессии
наших
спеднее зв
родителей>
5-8 классы
и
т.д.
.Формирование личности, имеющую потребность в самопознани}l и
саморечrлизации; воспитание человека, владеющего необходимыми знаниями в мире
I_{ели:
профессий.
Классные
создают
из)лiения
и
склонностей
способностей )лащихся. Формируют у учащихся представления о влиянии
определённых факторов на выбор профессии. Знакомят с миром профессий,
формируют практические умения и навыки через беседы (<Роль знаний в выборе
профессии>>, <<Чем могу помочь дома?>>, кСколько стоит минута?>>, кМир профессий
и место в нём человека>>, кМоё любимое занятие)" <Работа моих родителей> и т.д.)
9 - ll классы
I-{ели: Формирование качеств личности, необходимых
современных
руководители
условия
для
в
условиях; воспитание человека, желающего и умеющего получать знания
использовать их на практике; формирование осознанного подхода к выбсру
профессии с учётом индивидуitльно-психологических особенностей и спроса lla
ч1
данную
I-{ели речlлизуются через различные
l.
специztJlьность.
виды, формы и методы:
В учебный план вкJIючены элективные курсы дJIя 10 - l l классов:
Культура речи
Актуальные вопросы математики
Избранные вопросы геометрии
Проблемные вопросы обществознания
ОПК;
для 9 кJIассов курсы по выбору:
Уроки словесности
Актуальные вопросы математики
Черчение
опк
Информационнаяработа,профил
ьнаяориентация
2. ,Диагностика профессионitльных склонностей с целью определения будуш"*
профессий.
З. БеСеды:
кВ мире профессий>, кКак нужно выбрать нужную профессию>, кВсе
работы хороши, выбирай на вкус)), <Что такое рынок труда), <оптимальные
поведение на рынке труда), uM"p профессий и место в нём человека>; знакомство с
работой учителя, врача, медсесl*ры, библиотекаря, воспитателя.
на ориентационных курсах, при проведении прелпрофильной
подготовки, обуrающиеся выполняют творческие работы и защищают их.