ъ.i РАССМОТРЕНО: >_>. \и пд ржд иервД на педагогическом совете протокол Ng l от 25.08.202З года m : m ищ9ё (( о *ý 2 )) s$ положение о профориентационной работе +) 1. Общие положения Настоящее Положение разработано' в соответствии со следуюшими нормативными документам и -Фелеральным законом от 29 декабря 20|2 года Ns 27З-ФЗ Российской Фелерации); -Уставом МАоУ Сош N 9 (о-ее организации). : основными целями профориентационной работы являются: (об образовании в МАоУ СоШ NЬ' в 9 удовлетворение образовательных потребностей выпускников; расширение возможности социализации rIащихся; способствование равного доступа к полноценному образованию разным КаТеГОРиям ОбучаЮщихся в соответствии с их способностями и индивиду;lльными склонностями и потребностями. l . 1 .Основные мероприятия (направления) профориентационной деятельности, ВСя профориентационная работа осуществляется с определенным акцентом по направлению, по которому идет подготовка в школе. однако этот акцент не должеt-t ущемлять свободу выбора выпускника. В соответствии с поставленными целями профориентационная работа rIредставляет собой комплекс мероприятий, проводимых в школе. ОСнОвные мероприятия по профориентационной работе, проводимые в Iпко_lе: 1)провеление консультаций с }л{ащимися по выбору направления, наиболее соответствующей их способностям, скJIонностям и подготовке, 2)участие в подготовке к изданию и распространению информационных и учебно-методических материалов для rlащихся; 3)проведение ярмарок учебных мест совместно со службой занятости населения; 4)организация и проведение центр€rлизованного тестирования; 5)провеление профориентационной работы среди учащихся) направленной на приобретение перспективны х, общественно значимых специчlJI ьносте й ; 6)устаноВление связи со средними профессион€lJIьными учебнымlл заведениями и организачия об1..rения выпускников, 7)организация и проведение встреч учащихся с представителями профессий, пользующихся спросом на рынке труда. 1.2.Работа с школе по профессион€lJIьному )л{ащимися в самоопределению: -преподавание в школе - углубленное изучение предметов; -руководство на)лными обществами учащихся - круil(ковая работа; -организация и проведение тематических экскурсий; -проведение анкетирования }п{ащихся по их самоопределению в профессии; -активизация интереса учащихся к выбору профессии; -доведение сведений до учащихся специчlльностей (профессий). 1.3.Работа с кJIасснымИ руководИтелями в школе по профессион;Lльнсму самоопределению уiащихся -взаимодействие с классными руководителями по выявлению способностей, скJIонностей, уровня обучения у{ащихся; : -изучение скJIонностей, интересов в процессе вовлечения учащихся разнообразные виды внеклассной деятельности; -анкетирование о профессиончlльном обучении. 1.4.Работа с родителями учащихся по в профессионzulьном}, самоопределению гIащихся -rIастие в родительских собраниях; . -кJIассные часы с участием родителей, представляющих ту 1,Iли ину}о профессию; -информирование родителей учашихся о специаJIьностях ( профеССиях); -участие в коррекции профессионЕtльной направленности учащихся; -информирование о правилах приема, перспективах развития рынка трУДа, _разъяснение роли родителей в профессионrtльной ориентации учаЩихСя выборе профессии; -встречи учашихся и родителей с выпускниками - студентами СУЗОВ И вузов. 1,5.Организационно-массовые формы профориентационной работы -психолого-педагогические тренинги профессионапьного самоопределения у{ащихся; _лекции по профориентации, проводящиеся классными руководителяN,Iи. приглашёнными. l .6.Методическая работа: -составление индивиду€rльных 1"rебных планов для учащихся; -разработка и апробация методик профессионiLпьного самоопределения ; : -профессиональное ориентирование учащихся через включение в науtlцп- исследовательскую деятельность. 1 .7.Профориентационные диагностика и консультации: -исследование мотивации выбора профессии; -исследование профессиона.пьных интересов; -исследование соответствия личностных качеств учащихся выбранlrой профессии; -индивидуzLльные консультации для учащихся, родителей, педагогов. 2. Щель и задачи профориентационной работы ель - подготовить учащихся к обоснованнOму, осоЗнанному и самостоятельному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности. Задачи профориентационной работы. - форrирование у учащихся личностных и общественно-значимых мотивов - определение склонностей, интересов и способностей учащихся к выбора профессии; конкретному виду деятельности и возмQжностей реализации; профессиональной значимых деятельности дJIя развитие психофизиологических функций организма, профессионаJIьно важных KaLlecTB личности, общих (интеллектуztльных, физических, творческих и др.) и специаJIьных (математических, художественных и др.) способностей; - создание условий для общекультурной и лопрофессиончlльной подготовки школьников с учетом выявленных интересов, склонностей, способностей и социztльного запроса их родителей, - ознакомление у{ащихся с профессиограммами, информация о ситуации на рынке труда, об учебных заведениях региона, области, страны и о других способах полrIения профессии; - пропаганда востребованных в обществе профессий; - оказание помощи учащимся при решении вопроса о выборе профессии. - организация совместной деятельности школы, предприятий, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта по профориентации у{ащихся; - мониторинг профориентационной работы школы и профессион:lJIьного самоопределения выпускников. J. I_[ Е,Л И : Профориентационная работа является одним из направлений в о с п итан ; :'iil;In",xr'"T " ffiLЪЖ: JJ'fiъ ес с и о н zш ь н ы х з н а н ий. умений и навыков, формирование личностных качеств, способствующих успешной в адаптации экономики. рыночной условиях Первое направление этой работы -работа с педагогическим коллективом. Второе направление - работа с ученическим коллективом, которая идёт с l по I l кпасс, имея свои особенности в младшем, среднем и старшем Третье направление - работа с родителями. звеньях младшее зве но 1-4 кJIассы Ilели: Выявление интересов учащихся; расширение интереса и воспитание к познанию мира профессий; расширение об окружающем мире. Задачи: Определить уровень знаний учащихся о мире профессий; расширить знания об интересующих их профессиях; познакомить с новыми профессиями, доступны!lи для понимания в данном возрасте. Реализуются данные задачи и цели LIерез: -Экскурсии на пришкольный rIасток (кТрул мой осенью)), в кабинет труда и школьную мастерскую, в столовую (знакомство с профессией повара); -встречи с родителями <Уважение к людям труда)); -беседы <Как хлеб на столе появился>, <Труд людей осенью)), уход за деревьями, РаЗговор о профессиях. <Мамы разные важны, мамы всякие нужны)), кПрофессии наших спеднее зв родителей> 5-8 классы и т.д. .Формирование личности, имеющую потребность в самопознани}l и саморечrлизации; воспитание человека, владеющего необходимыми знаниями в мире I_{ели: профессий. Классные создают из)лiения и склонностей способностей )лащихся. Формируют у учащихся представления о влиянии определённых факторов на выбор профессии. Знакомят с миром профессий, формируют практические умения и навыки через беседы (<Роль знаний в выборе профессии>>, <<Чем могу помочь дома?>>, кСколько стоит минута?>>, кМир профессий и место в нём человека>>, кМоё любимое занятие)" <Работа моих родителей> и т.д.) 9 - ll классы I-{ели: Формирование качеств личности, необходимых современных руководители условия для в условиях; воспитание человека, желающего и умеющего получать знания использовать их на практике; формирование осознанного подхода к выбсру профессии с учётом индивидуitльно-психологических особенностей и спроса lla ч1 данную I-{ели речlлизуются через различные l. специztJlьность. виды, формы и методы: В учебный план вкJIючены элективные курсы дJIя 10 - l l классов: Культура речи Актуальные вопросы математики Избранные вопросы геометрии Проблемные вопросы обществознания ОПК; для 9 кJIассов курсы по выбору: Уроки словесности Актуальные вопросы математики Черчение опк Информационнаяработа,профил ьнаяориентация 2. ,Диагностика профессионitльных склонностей с целью определения будуш"* профессий. З. БеСеды: кВ мире профессий>, кКак нужно выбрать нужную профессию>, кВсе работы хороши, выбирай на вкус)), <Что такое рынок труда), <оптимальные поведение на рынке труда), uM"p профессий и место в нём человека>; знакомство с работой учителя, врача, медсесl*ры, библиотекаря, воспитателя. на ориентационных курсах, при проведении прелпрофильной подготовки, обуrающиеся выполняют творческие работы и защищают их.