РАССМОТРЕНО: на педiгогическом совете протокол Jфi от 25.08.202З г ПОЛОЖЕНИЕ о разработке адаптированноЙ образовательноЙ программы для детеЙ с ОВЗ В МБОУ СОШ М 9 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение кОб адаптированной основной образовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья) (далее - Положение) разработано в соответствии со следующей нормативной базой: - Федеральный Закон <Об образовании в РФ> от 29.12.2012 г. J\b 273; -приказа Министерства просвещения РФ от 22 марта 202I г. J\Ъ 115 (Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной основным общеобразовательным программамдеятельности по образователъным программам начЕLпьного общего, основного общего и среднего общего образоваЕия)>, -приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 г. JФ 286 (Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образованиrI)); -приказом Минпросвещения России от 3l .05.2021 г. М 287 <<Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования>>; -прикuвом Минобрнауки России от |7.05.2а|2 г. JrГs 4IЗ (Об утверждении федералъного государственного образовательного стандарта среднего общего образованиrD); -федеральной образовательной программой начальцого общего образования, j\Гч 372; утверх(денной приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 г. -федера_гrьной образовательной программой основного общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения России от 18.05.202З г. Jф 370; -федеральной образовательной программой среднего общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения России от 18.05.202З г. N9 371. -прикЕва Министерства образования и науки РФ от 19.|2.20|4 г. JtlЪ 1598 (Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта ограниченными начального общего образования обl^rаюrчихся возможностями здоровья>; -приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. Jф 1599 (Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта с образования обуrающихся нарушениями)>>; с умственной отст€tгIостью (интеллекту€tльными МинпросвещениrI России от 24J|.2022 г. Ns 1025 Об утверждении федера_гrьной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обулающихся с ограниченными возможностями здоровья -прик€в МинпросвещениrI России от 24.11.2022 г. ЛГs |023 Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы нач€Lпьного общего образования дJuI обулающихся с ограниченными возможностями здоровья - СП 2.4.З 648-20, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2а20 JЪ 28. I.2. Положение устанавливает порядок разработки утверждения адаптированных основных образовательных программ (далее АООП) в -прик€в и школе. АООП - образовательная программq адаптированная для обуrения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) с у{етом особенностей их психофизического рчввитиrI, особых образовательных потребностей, 1.3. индивиду€шIьных возможностей и при необходимости обеспечивающ€lя коррекцию нарушений развития и социаJIьную адаптацию указанных лиц. 1.4. АООП разрабатывается самостоятельно образовательной организацией (далее ОО) в соответствии с федера-,чьными государственными образовательными стандартами, примерными основными образовательными программами, АООП, в соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ОВЗ. 1.5. АООП призвана обеспечить гарантии в полуrении детьми с ОВЗ общего образования в соответствии с психофизическими особенностями и возможностями, особыми образовательными потребностями. 1.6. Адаптация основной общеобразовательной программы осуществляется с r{етом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии ПМПК), индивидуа,чьной программы реабилитации инвztлида (далее - (далее ИПР) и вкJIючает следующие направлениrI деятельности : -анапиз требований государственного образовательного стандарта, содержания примерных программ для детей с ОВЗ; -учет особенностей психофизического развития лиц с ОВЗ (по представленным родителями (законными представителями) документам); -проектирование необходимых структурных составляющих АООП; -определение временных |раниц освоения АООП. При проектировании АООП укuвывается отрезок времени, покрываемый реализацией содержания Программы; -четкое формулирование цели АООП; -определение круга задач, конкретизирующих цель АООП; -определение содержаниlI АООП. Особое внимание при проектировании содержаниrI АООП следует уделить описанию тех способов и приемов, посредством которых дети с ОВЗ будут осваивать содержание образования; -планирование фор* ре€tлизации АООП. Реализация АООП осуществляется с использованием различных форм, в том домашнего числе с использованием обучения и семейного образованпя; планирование участия в реализации АООП р€вличных специаJIистов (педагога- психолога, соци€tльного педагога, педагога дополнительного образованиrI и др.); вкJIючение в ре€tлизацию АООП родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ или группы детей с ОВЗ со схожими нарушениями рzввитиll. 1.7. Решение о переводе ребенка с ОВЗ на обуrение по АООП принимается на основании рекомендаций специалистов ПМПК и при согласии (письменном з€uIвлении) родителей (законных представителей). 1.8. ПедагогиtIеский совет МБОУ СОШ Nb9 утверждает АООП для детей с ОВЗ. При необходимости корректировки АООП повторно утверждается педагогическим советом. 2. Щели и задачи АООП 2.1. Щель АООП - планирование, организация и управление образовательным процессом при обуrении ребенка с ОВЗ. 2.2. АОаП выполняет следующие задачи: - опредеJuIет объем и содержание матери;ша, умений и навыков, которыми должны овладетъ воспитанники с ОВЗ, имеющие р€вличные нарушения в развитии, оптимаJIъно распределяет время по темам. 2.3. АООП способствует совершенствованию методики проведения непосредственно образовательной деятельности детей, активизирует познавателъную деятельность воспитанников, развитие их творческих способностей, способствует применению современных образовательных техноломй; 2.4. АООП выполняет следующие основные функции: - нормативную - документ, на основе которого осуществляется контроль освоения программы обучающимся. - информационную - позвоJuIет полу{ить представление о целях содержания) последовательности и сроках изучения образовательной программы. - методическую - определяет пути достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, исполъзуемые методы, образовательные технологии. _организационную _ определяет основные направления деятельности педагога и обуrающуtжсъ формы их взаимодействия, использование средств обучения. 2.5. АООП должна отвечать следующим характеристикам: -целостность обеспечение согласованности и полноты взаимодействия и последовательности действий для реЕtпизации цели. Решите точность соответствие цели и предлагаемьtх средств ее достижения. -актуЕLпьность - ориентация на потребности сегод}uIшнего дня системы образования детей с ОВЗ. -прогнозируемость способность в планируемых цеJuIх и действиях проектировать эффективные решениrI. -рационzlJIьностъ определение таких способов достижения цели, которые в конкретньIх условиях позволят полуrить максимЕLпьно достижимый результат. -контролируемость - определение ожидаемых результатов на основе отражения соответствующих способов их проверки. своевременное обнаружение и быстрое реагирование на -корректируемость возникающие откJIонения и изменения. . 3. Структура АООП Струкryра АООП должна соответствовать требованиям к содержанию образовательной программы, предъявляемым федеральными государственными образовательными стандартами, и содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный. 3.2. Титульный лист АООП содержит информацию о том, когда и кем утверждена и рассмотрена программа; полное наименование программы с укЕванием категории детей, для которых она разрабатывается, информацию об авторах, разработчиках программы; информацию о школе, год составления. задачи реализации 3.3. Пояснительная записка АООП содержит цели Программы дJuI детей с ОВЗ, обшrylо характеристику АООП, в том числе нормативные документьi, на основании которых она ра:}работана, категории детей с ОВЗ, примерньlе иlили комплексные программы общего образования, вкJIючаII программы для обlчения и воспитания детей с ОВЗ; принципы и подходы к формированию АООП, значимые для разработки и ре€rлизации АООП, в том числе специ€tльные; психолого-педагогическую характеристику обучающ|ryся с ОВЗ; оilисание особых образовательньIх потребностей об1"lающлryся с овз; планируемые резулътаты освоения Аооп; рzввивающее оценивание качества образователъной деятельности по Программе. 3.4. Содержательный раздел содержит описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка; описание вариативньtх форr, способов, методов и средств реализации АООП с )п{етом возрастньIх, психофизических, индивидуzLльных особенностей, возможностей и интересов, особых образовательных потребностей; описание взаимодействия взрослых с педагогиtIеского коллектива с семьями детьми; описание взаимодействия об1"lающихся; программу коррекционно-рщвивающей работы с детьми с овз. 3.5. Программа коррекционной работы с детьми с ОВЗ включает цели и задачи коррекционной работы с детьми на всех ступенях общего образования; переченъ и содержание индивидуzUIьно ориентированнъгх коррекционных 3.1 и направлений работы, способствующих освоению детьми ООП; индивиду€lльные образовательные программы и маршруты; описание системы сопровождения и поддержки комплексного психолого_медико-соци€1,IIьного обу"lающI4хся с оВЗ, включающей комплексное обследование, мониторинг динамики р€ввитиrI, коррекционную работу; механизм взаимодействия, стратегическую и единую предусматривающий обцгуlо целевую направJIенность работы (внутреннее взаимодействие, внешнее взаимодействие); рабочие программы узких специutлистов; планируемые результаты коррекционной работы. 3.6.Организационный ра:}дел содержит: описание матери€lльно технических условий реализации АООП, в том числе необходимых для детей с ОВЗ, детей- инв€Iлидов; обеспеченности методическими материалами и средствами обу^rения и воспитания, в том числе адаптированными к особым образовательным потребностям детей с ОВЗ, детей-инвzllrидов; характеристику кадровых условий реzшIизации АООП (наличие узких специЕчIистов, соответствие образования др.); описание финансовых условий ре.rлизации программы; требования к организации развивающей предметно- пространственной среды; особенности проведения традиционных прzLздников, событий, мероприятий. Условия реализации АООП 4.1. При реzLлизации АООП должны быть созданы условия: учет особенностей ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, в применении специЕtпьных методов и средств обуtения и воспитания, компенсации и 4. коррекции нарушений развития (информационно-методических, технических); реализация коррекционно-педагогического процесса педагогами и педагогами психологами соответствующей квалификации, его психологическое сопровождение специ€Lпьными психологами; предоставление обучающемуся с ОВЗ медицинской, психолого-педагогической и социальной помощи; привлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс. 4.2. К реалlизации АООП должны быть привлечены у{ителя-дефектологи (при напичии), )лителя-логопеды (при на.гlичии) педагоги-психологи, соци€lльные педагоги. 5.1. АООП 5. Порядок рассмотрения и утверждения АООП разрабатывается специапистами психолого-педагогического сопровождения и другими педагогами школы в соответствии с настоящим Положением с момента появления обучающихся с ОВЗ в школе и представJuIется для рассмотрения на педагогический совет МБОУ СОШ J\b 9 . 5.2. АООП рассматривается на заседании педагогического совета МБОУ СОШ N9 9. 5.3. АООП утверждается приказом директора школы. В случае несоответствия АООП и основной образователъной программы установленным требованиям производится доработка программы. 6.1. АООП 6. Изменения и дополнения в АОП может изменrIться и дополняться шо решению педагогического совета. 6.2. Основания для внесения изменений: - обновление нормативной базы системы образования. - предложения педагогических работников, педагогического совета, администрации школы по результатам работы в текущем 1^rебном году. - рекомендации специ€tпистов ПМПК. 7. ОтветственIIость и контроль АООП возлагается на педагогов школы. Контроль над полнотой и качеством реализации АООП 7.1. Ответственность за полноту и качество реaшизации осуществJuIется администрацией школы.