Положение о разработке адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ 2023

РАССМОТРЕНО:
на педiгогическом совете
протокол

Jфi

от 25.08.202З г

ПОЛОЖЕНИЕ

о разработке адаптированноЙ образовательноЙ программы для детеЙ с
ОВЗ В МБОУ СОШ М 9
1. Общие положения

1.1. Настоящее положение кОб адаптированной основной образовательной
программе для детей с ограниченными возможностями здоровья) (далее -

Положение) разработано в соответствии со следующей нормативной базой:
- Федеральный Закон <Об образовании в РФ> от 29.12.2012 г. J\b 273;
-приказа Министерства просвещения РФ от 22 марта 202I г. J\Ъ 115 (Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
основным общеобразовательным программамдеятельности по
образователъным программам начЕLпьного общего, основного общего и
среднего общего образоваЕия)>,
-приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 г. JФ 286 (Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образованиrI));

-приказом Минпросвещения России от 3l .05.2021 г. М 287 <<Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования>>;

-прикuвом Минобрнауки России от |7.05.2а|2 г. JrГs 4IЗ (Об утверждении
федералъного государственного образовательного стандарта среднего общего
образованиrD);

-федеральной образовательной программой начальцого общего образования,
j\Гч 372;
утверх(денной приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 г.
-федера_гrьной образовательной программой основного общего образования,
утвержденной приказом Минпросвещения России от 18.05.202З г. Jф 370;
-федеральной образовательной программой среднего общего образования,
утвержденной приказом Минпросвещения России от 18.05.202З г. N9 371.
-прикЕва Министерства образования и науки РФ от 19.|2.20|4 г. JtlЪ 1598 (Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
ограниченными
начального общего образования обl^rаюrчихся
возможностями здоровья>;
-приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. Jф 1599 (Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта

с

образования обуrающихся
нарушениями)>>;

с

умственной отст€tгIостью (интеллекту€tльными

МинпросвещениrI России от 24J|.2022 г. Ns 1025 Об утверждении
федера_гrьной адаптированной образовательной программы основного общего
образования для обулающихся с ограниченными возможностями здоровья
-прик€в МинпросвещениrI России от 24.11.2022 г. ЛГs |023 Об утверждении
федеральной адаптированной образовательной программы нач€Lпьного общего
образования дJuI обулающихся с ограниченными возможностями здоровья
- СП 2.4.З 648-20, утвержденными постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2а20 JЪ 28.
I.2. Положение устанавливает порядок разработки
утверждения
адаптированных основных образовательных программ (далее АООП) в
-прик€в

и

школе.

АООП - образовательная программq адаптированная для обуrения детей с
ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) с у{етом особенностей
их психофизического рчввитиrI, особых образовательных потребностей,
1.3.

индивиду€шIьных возможностей и при необходимости обеспечивающ€lя
коррекцию нарушений развития и социаJIьную адаптацию указанных лиц.
1.4. АООП разрабатывается самостоятельно образовательной организацией
(далее
ОО) в соответствии с федера-,чьными государственными
образовательными стандартами, примерными основными образовательными
программами, АООП, в соответствии с особыми образовательными
потребностями детей с ОВЗ.
1.5. АООП призвана обеспечить гарантии в полуrении детьми с ОВЗ общего

образования в

соответствии с

психофизическими особенностями и

возможностями, особыми образовательными потребностями.
1.6. Адаптация основной общеобразовательной программы осуществляется с

r{етом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии
ПМПК), индивидуа,чьной программы реабилитации инвztлида (далее

-

(далее
ИПР) и

вкJIючает следующие направлениrI деятельности :
-анапиз требований государственного образовательного стандарта, содержания
примерных программ для детей с ОВЗ;
-учет особенностей психофизического развития лиц с ОВЗ (по представленным
родителями (законными представителями) документам);
-проектирование необходимых структурных составляющих АООП;
-определение временных |раниц освоения АООП. При проектировании АООП
укuвывается отрезок времени, покрываемый реализацией содержания
Программы;
-четкое формулирование цели АООП;
-определение круга задач, конкретизирующих цель АООП;
-определение содержаниlI АООП. Особое внимание при проектировании
содержаниrI АООП следует уделить описанию тех способов и приемов,
посредством которых дети с ОВЗ будут осваивать содержание образования;
-планирование фор* ре€tлизации АООП. Реализация АООП осуществляется с

использованием различных форм, в том
домашнего

числе с использованием

обучения и семейного образованпя; планирование участия в реализации
АООП р€вличных специаJIистов (педагога- психолога, соци€tльного педагога,
педагога дополнительного образованиrI и др.); вкJIючение в ре€tлизацию АООП
родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ или группы детей с ОВЗ

со схожими нарушениями рzввитиll.
1.7. Решение о переводе ребенка с ОВЗ на обуrение по АООП принимается на
основании рекомендаций специалистов ПМПК и при согласии (письменном
з€uIвлении) родителей (законных представителей).
1.8. ПедагогиtIеский совет МБОУ СОШ Nb9 утверждает АООП для детей с ОВЗ.
При необходимости корректировки АООП повторно утверждается
педагогическим советом.
2. Щели и задачи

АООП

2.1. Щель АООП - планирование, организация и управление образовательным
процессом при обуrении ребенка с ОВЗ.
2.2. АОаП выполняет следующие задачи:
- опредеJuIет объем и содержание матери;ша, умений и навыков, которыми
должны овладетъ воспитанники с ОВЗ, имеющие р€вличные нарушения в
развитии, оптимаJIъно распределяет время по темам.
2.3. АООП способствует совершенствованию методики проведения
непосредственно образовательной деятельности детей, активизирует
познавателъную деятельность воспитанников, развитие их творческих
способностей, способствует применению современных образовательных
техноломй;
2.4. АООП выполняет следующие основные функции:
- нормативную - документ, на основе которого осуществляется контроль
освоения программы обучающимся.
- информационную - позвоJuIет полу{ить представление о целях содержания)
последовательности и сроках изучения образовательной программы.
- методическую - определяет пути достижения планируемых результатов
освоения основной образовательной программы, исполъзуемые методы,
образовательные технологии.
_организационную _ определяет основные направления деятельности педагога и
обуrающуtжсъ формы их взаимодействия, использование средств обучения.
2.5. АООП должна отвечать следующим характеристикам:
-целостность
обеспечение согласованности и полноты взаимодействия и
последовательности действий для реЕtпизации цели. Решите точность
соответствие цели и предлагаемьtх средств ее достижения.
-актуЕLпьность - ориентация на потребности сегод}uIшнего дня системы
образования детей с ОВЗ.
-прогнозируемость способность в планируемых цеJuIх и действиях
проектировать эффективные решениrI.
-рационzlJIьностъ
определение таких способов достижения цели, которые в
конкретньIх условиях позволят полуrить максимЕLпьно достижимый результат.

-контролируемость - определение ожидаемых результатов на основе отражения
соответствующих способов их проверки.
своевременное обнаружение и быстрое реагирование на
-корректируемость
возникающие откJIонения и изменения.

.

3. Структура

АООП

Струкryра АООП должна соответствовать требованиям

к

содержанию
образовательной программы, предъявляемым федеральными государственными
образовательными стандартами, и содержать три раздела: целевой,
содержательный и организационный.
3.2. Титульный лист АООП содержит информацию о том, когда и кем
утверждена и рассмотрена программа; полное наименование программы с
укЕванием категории детей, для которых она разрабатывается, информацию об
авторах, разработчиках программы; информацию о школе, год составления.
задачи реализации
3.3. Пояснительная записка АООП содержит цели
Программы дJuI детей с ОВЗ, обшrylо характеристику АООП, в том числе
нормативные документьi, на основании которых она ра:}работана, категории
детей с ОВЗ, примерньlе иlили комплексные программы общего образования,
вкJIючаII программы для обlчения и воспитания детей с ОВЗ; принципы и
подходы к формированию АООП, значимые для разработки и ре€rлизации
АООП, в том числе специ€tльные; психолого-педагогическую характеристику
обучающ|ryся с ОВЗ; оilисание особых образовательньIх потребностей
об1"lающлryся с овз; планируемые резулътаты освоения Аооп; рzввивающее
оценивание качества образователъной деятельности по Программе.
3.4. Содержательный раздел содержит описание образовательной деятельности
в соответствии с направлениями развития ребенка; описание вариативньtх
форr, способов, методов и средств реализации АООП с )п{етом возрастньIх,
психофизических, индивидуzLльных особенностей, возможностей и интересов,
особых образовательных потребностей; описание взаимодействия взрослых с
педагогиtIеского коллектива с семьями
детьми; описание взаимодействия
об1"lающихся; программу коррекционно-рщвивающей работы с детьми с овз.
3.5. Программа коррекционной работы с детьми с ОВЗ включает цели и задачи
коррекционной работы с детьми на всех ступенях общего образования;
переченъ и содержание индивидуzUIьно ориентированнъгх коррекционных
3.1

и

направлений работы,

способствующих освоению

детьми

ООП;
индивиду€lльные образовательные программы и маршруты; описание системы
сопровождения и поддержки
комплексного психолого_медико-соци€1,IIьного
обу"lающI4хся с оВЗ, включающей комплексное обследование, мониторинг
динамики р€ввитиrI, коррекционную работу; механизм взаимодействия,
стратегическую
и
единую
предусматривающий
обцгуlо
целевую
направJIенность работы (внутреннее взаимодействие, внешнее взаимодействие);
рабочие программы узких специutлистов; планируемые результаты
коррекционной работы.
3.6.Организационный ра:}дел содержит: описание матери€lльно технических
условий реализации АООП, в том числе необходимых для детей с ОВЗ, детей-

инв€Iлидов; обеспеченности методическими материалами и средствами
обу^rения и воспитания, в том числе адаптированными к особым
образовательным потребностям детей с ОВЗ, детей-инвzllrидов; характеристику
кадровых условий реzшIизации АООП (наличие узких специЕчIистов,
соответствие образования др.); описание финансовых условий ре.rлизации

программы; требования к

организации развивающей предметно-

пространственной среды; особенности проведения традиционных прzLздников,
событий, мероприятий.

Условия реализации АООП
4.1. При реzLлизации АООП должны быть созданы условия: учет особенностей
ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой
организации коррекционно-педагогического процесса, в применении
специЕtпьных методов и средств обуtения и воспитания, компенсации и
4.

коррекции нарушений развития (информационно-методических, технических);
реализация коррекционно-педагогического процесса педагогами и педагогами
психологами соответствующей квалификации, его психологическое
сопровождение специ€Lпьными психологами; предоставление обучающемуся с
ОВЗ медицинской, психолого-педагогической и социальной помощи;
привлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс.
4.2. К реалlизации АООП должны быть привлечены у{ителя-дефектологи (при
напичии), )лителя-логопеды (при на.гlичии) педагоги-психологи, соци€lльные
педагоги.

5.1. АООП

5. Порядок рассмотрения и утверждения

АООП

разрабатывается специапистами психолого-педагогического
сопровождения и другими педагогами школы в соответствии с настоящим
Положением с момента появления обучающихся с ОВЗ в школе и
представJuIется для рассмотрения на педагогический совет МБОУ СОШ J\b 9 .
5.2. АООП рассматривается на заседании педагогического совета МБОУ СОШ
N9 9.

5.3. АООП утверждается приказом директора школы. В случае несоответствия
АООП и основной образователъной программы установленным требованиям
производится доработка программы.

6.1. АООП

6. Изменения и дополнения в АОП
может изменrIться и дополняться шо решению педагогического

совета.
6.2. Основания для внесения изменений:
- обновление нормативной базы системы образования.

- предложения педагогических работников, педагогического совета, администрации школы по результатам работы в текущем 1^rебном году.
- рекомендации специ€tпистов ПМПК.

7. ОтветственIIость и контроль

АООП возлагается на
педагогов школы. Контроль над полнотой и качеством реализации АООП
7.1. Ответственность за полноту и качество реaшизации

осуществJuIется администрацией школы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».