Утверждено: Директор МАОУ СОШ№9 Онищенко С.В. 1.09.2014г. Должностная инструкция заместителя директора школыпо ВР 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Заместитель директора (воспитательная работа) назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности заместителя директора (воспитательная работа) его обязанности могут быть возложены на других заместителей директора, старшего вожатого или классного руководителя из числа наиболее опытных. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде. 1.2. Заместитель директора (воспитательная работа) должен, как правило, иметь высшее образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет, или высшее образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет. 1.3. Заместитель директора (воспитательная работа) подчиняется непосредственно директору школы. 1.4. Заместителю директора (воспитательная работа) непосредственно подчиняются: - старшие вожатые; - классные руководители; - классные воспитатели. 1.5. Заместитель директора (воспитательная работа) должен знать: - приоритетные направления развития образовательной системы РФ; - законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; - Конвенцию о правах ребенка; - педагогику; - достижения современной психолого-педагогической науки и практики; - психологию; - основы физиологии, гигиены; - теорию и методы управления образовательными системами; - современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; - методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; - технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; - основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; - основы экономики, социологии; - гражданское, административное, трудовое в части, касающейся регулирования деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием различных уровней; - основы менеджмента, управления персоналом; основы управления проектами; - правила внутреннего трудового распорядка; - режим работы школы; - правила по охране труда и пожарной безопасности. 1.6. В своей деятельности заместитель директора (воспитательная работа) должен руководствоваться: - Конституцией РФ; - Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»; - Cемейным кодексом РФ; - Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; - указами Президента РФ, нормативными актами Правительства РФ, Правительства Региона и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; - административным, трудовым и хозяйственным законодательством; - правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; - Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором. Заместитель директора школы (воспитательная работа) должен соблюдать Конвенцию о правах ребенка. 2. ФУНКЦИИ Основными функциями, выполняемыми Заместителем директора (воспитательная работа), являются: 2.1. организация воспитательного процесса в школе, руководство им и контроль за развитием этого процесса; 2.2. методическое руководство работой старших вожатых, классных воспитателей и классных руководителей; 2.3. обеспечение соблюдения норм и правил охраны труда и техники безопасности в воспитательном процессе; 2.4. обеспечение использования и совершенствования методов организации воспитательного процесса и современных воспитательных технологий, в том числе дистанционных. 3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ Заместитель директора (воспитательная работа) выполняет следующие должностные обязанности: 3.1. анализирует: - проблемы, ход и развитие воспитательного процесса; - результаты воспитательной работы; - наличие и перспективные возможности школы в области воспитательной работы; - форму и содержание посещенных внеклассных мероприятий и других видов воспитательной деятельности (не менее 180 часов в год); 3.2. прогнозирует: - тенденции изменения ситуации в обществе и в образовании для корректировки стратегии развития воспитательной работы школы; - последствия запланированной воспитательной работы; 3.3. планирует и организует: - текущее и перспективное планирование деятельности старших вожатых, классных воспитателей, классных руководителей; - процесс разработки и реализации воспитательной программы школы; - разработку необходимой методической документации по воспитательной работе; - осуществление систематического контроля за качеством воспитательного процесса в школе; - работу по подготовке и проведению общешкольных вечеров, дискотек, праздников и других культурно-воспитательных мероприятий; - просветительскую работу для родителей (законных представителей) по вопросам организации воспитательного процесса; - культурно-массовую и внекласную работу; - контроль за индивидуальной воспитательной работой с детьми из педагогически неблагополучных семей; - правильное ведение непосредственно подчиненными сотрудниками установленной отчетной документации; - работу старших вожатых, классных воспитателей, классных руководителей; - изучение с учениками Правил для учащихся; - повышение квалификации и профессионального мастерства сотрудников, занятых воспитательной работой в школе; совместную воспитательную работу представителей общественности, правоохранительных органов и школы; 3.4. координирует: - разработку необходимой документации по организации воспитательной работы; - взаимодействие представителей администрации, служб и подразделений школы, обеспечивающих воспитательный процесс, представителей общественности и правоохранительных органов; - работу классных руководителей и других работников школы по выполнению программы воспитательной работы; 3.5. руководит: - воспитательной работой в школе; - созданием благоприятного микроклимата в школе; - осуществлением системы стимулирования участников воспитательной работы; 3.6. контролирует: - правильное и своевременное ведение участниками воспитательного процесса установленной отчетной документации; - безопасность используемых в воспитательном процессе оборудования, приборов, технических и наглядных средств; - работу непосредственно подчиненных сотрудников; - соблюдение учениками Правил для учащихся; - качество воспитательного процесса и объективность оценки уровня культуры и воспитанности обучающихся; - оптимальность распределения во времени воспитательных мероприятий; 3.7. корректирует: - воспитательную программу школы; - ход выполнения программы воспитательной работы; - планы работы участников воспитательного процесса; 3.8. разрабатывает: - методические документы, обеспечивающие воспитательный процесс; - нормативные документы для участников воспитательного процесса; - воспитательную программу школы и фрагменты стратегических документов школы; - правила ведения необходимой отчетной документации участниками воспитательного процесса; - методику и порядок проведения воспитательных мероприятий; - формулировки главных ценностей школы, новых задач школы, варианты моделей выпускника школы (для последующего обсуждения); 3.9. консультирует: - участников воспитательного процесса по принципиальным методическим вопросам; 3.10. оценивает и экспертирует: - стратегические документы школы (воспитательную программу, учебный план и т. п.); - предложения по организации воспитательной работы и установлению связей с внешними партнерами; 3.11. редактирует: - подготовленные к изданию методические материалы по воспитательной работе; 3.12. принимает участие в: - подборе и расстановке педагогических кадров; 3.13. обеспечивает: - своевременное составление, утверждение и предоставление отчетной документации в пределах своей компетенции; - использование в своей деятельности компьютерных технологий, в т.ч. текстовых редакторов и электронных таблиц; - соблюдение прав и свобод учащихся; - уважение человеческого достоинства, чести и репутации учащихся; - поддержание учебной дисциплины, режима посещения занятий; - охрану жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса; - соответствие содержания и художественного оформления полиграфической и иной информационной продукции, используемой в образовательном процессе и при оформлении школы, требованиям, предъявляемым к информационной продукции для детей соответствующей возрастной группы; - выполнение правил охраны труда и пожарной безопасности; - своевременную и качественную паспортизацию кабинета или другого закрепленного за ним помещения; - сохранность оборудования, мебели и санитарного состояния закрепленного помещения; - своевременное информирование заместителя директора (организационно-педагогическая работа) и дежурного администратора о невозможности выхода на работу из-за болезни; - в течение 7 календарных дней после письменного уведомления специалистом по кадрам об истечении срока действия квалификационной категории, срока решения аттестационной комиссии о соответствии занимаемой должности, срока отсрочки от такой аттестации непосредственно подчиненных педагогических работников предоставление директору школы мотивированной, объективной и всесторонней характеристики на таких педагогических работников; 3.14. проходит: - обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры; - обязательное обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим. 4. ПРАВА Заместитель директора (воспитательная работа) имеет право в пределах своей компетенции: 4.1. присутствовать: - на любых мероприятиях, проводимых участниками воспитательного процесса с учащимися школы (без права входить в помещение после начала занятий без экстренной необходимости и делать замечания педагогу в течение занятия), предупредив педагога не позднее, чем накануне; 4.2. давать: - обязательные распоряжения участникам воспитательного процесса и младшему обслуживающему персоналу; 4.3. привлекать: - к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном Правилами о поощрениях и взысканиях; 4.4. принимать участие в: - разработке воспитательной политики и стратегии школы, в создании соответствующих стратегических документов; - разработке любых управленческих решений, касающихся вопросов воспитательной работы школы; - ведении переговоров с партнерами школы по воспитательной работе; - работе Педагогического совета; - подборе и расстановке педагогических кадров, участвующих в воспитательном процессе; 4.5. вносить предложения: - о начале, прекращении или приостановлении конкретных воспитательных проектов; - о поощрении, моральном и материальном стимулировании участников воспитательной работы; - по совершенствованию воспитательной работы; 4.6. устанавливать: - от имени школы деловые контакты с лицами и организациями, могущими способствовать совершенствованию воспитательной работы в школе; 4.7. запрашивать: - для контроля и внесения корректив рабочую документацию различных подразделений и отдельных лиц, находящихся в непосредственном подчинении; - у руководства, получать и использовать информационные материалы и нормативно-правовые документы, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей; 4.8. проводить: - приемку воспитательно-методических работ, выполненных по заказу школы различными исполнителями (как из числа сотрудников школы, так и из сторонних организаций); 4.9. контролировать и оценивать: - ход и результаты групповой и индивидуальной воспитательной работы, налагать вето на методические разработки по воспитательной работе, чреватые перегрузкой учащихся и педагогов, ухудшением их здоровья, нарушением техники безопасности, не предусматривающие профилактики, компенсации и преодоления возможных негативных последствий; 4.10. требовать: - от участников воспитательного процесса соблюдения норм и требований профессиональной этики, выполнения принятых школьным сообществом планов и программ (носящих обязательный характер); 4.11. повышать: - свою квалификацию. 5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за не использование прав, предоставленных настоящей Инструкцией, а также принятие управленческих решений, повлекшее дезорганизацию образовательного процесса, заместитель директора (воспитательная работа) несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение. 5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, заместитель директора (воспитательная работа) может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». 5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса заместитель директора (воспитательная работа) привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством. 5.4. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, а также не использование прав, предоставленных настоящей инструкцией заместитель директора (воспитательная работа) несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством. 6. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ. СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ Заместитель директора (воспитательная работа): 6.1. работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному, исходя из 36-часовой рабочей недели, и утвержденному директором школы; 5.2. самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждый учебный модуль. План работы утверждается директором школы не позднее пяти дней с начала планируемого периода; 6.3. представляет директору письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц в течение 10 дней по окончании каждого учебного модуля; 6.4. получает от директора школы информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами; 6.5. систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками и заместителями директора школы; 6.6. исполняет обязанности директора школы, его заместителей, старших вожатых, классных руководителей в период их временного отсутствия (отпуск, болезнь и т.п.). Исполнение обязанностей осуществляется в соответствии с законодательством о труде и Уставом школы на основании приказа директора или решения Педагогического совета школы, если соответствующий приказ не может быть издан по объективным причинам; 6.7. передает директору информацию, полученную на совещаниях и семинарах, непосредственно после ее получения. Примечания: 1. Название должности «Заместитель директора» соответствует названию должности в «Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР)» и в Постановлении Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости». Именно эта должность и должна быть вписана в трудовую книжку сотрудника. Уточнение названия в скобках (воспитательная работа) соответствует основным трудовым функциям конкретного работника, и его можно вписать в трудовую книжку именно в скобках.