Утверждено: Директор МАОУ СОШ№9 Онищенко С.В. 1.09.2014г. Должностная инструкция заместителя директора школы по НМР 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Заместитель директора (научно-методическая работа) назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности заместителя директора (научно-методическая работа) его обязанности могут быть возложены на других заместителей директора или на учителей из числа наиболее опытных педагогов. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде. 1.2. Заместитель директора (научно-методическая работа) должен, как правило, иметь высшее образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет, или высшее образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет. 1.3. Заместитель директора (научно-методическая работа) подчиняется непосредственно директору школы. 1.4. Заместителю директора (научно-методическая работа) непосредственно подчиняются: - методисты; - руководители методических объединений. 1.5. Заместитель директора (научно-методическая работа) должен знать: - приоритетные направления развития образовательной системы РФ; - законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; - Конвенцию о правах ребенка; - педагогику; - достижения современной психолого-педагогической науки и практики; - психологию; - основы физиологии, гигиены; - теорию и методы управления образовательными системами; - современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; - методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; - технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; - основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; - основы экономики, социологии; - способы организации финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения; - гражданское, административное, трудовое в части, касающейся регулирования деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием различных уровней; - основы менеджмента, управления персоналом; - основы управления проектами; - правила внутреннего трудового распорядка; - режим работы школы; - правила по охране труда и пожарной безопасности. 1.6. В своей деятельности заместитель директора (научно-методическая работа) должен руководствоваться: - Конституцией РФ; - Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»; - указами Президента РФ, нормативными актами Правительства РФ, Правительства Региона и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; - административным, трудовым и хозяйственным законодательством; - правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; - Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором. Заместитель директора (научно-методическая работа) должен соблюдать Конвенцию о правах ребенка. 2. ФУНКЦИИ Основными функциями, выполняемыми Заместителем директора (научно-методическая работа), являются: 2.1. организация целенаправленного процесса развития школы; 2.2. организация опытно-экспериментального, научно-методического и инновационного процессов в школе, руководство ими и контроль за развитием этих процессов; 2.3. установление научных контактов с внешними организациями. 2.4. обеспечение использования и совершенствования методов организации образовательного процесса и современных образовательных технологий, в том числе дистанционных. 3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ Заместитель директора (научно-методическая работа) выполняет следующие должностные обязанности: 3.1. анализирует: - актуальные и перспективные потребности в развитии школы, осуществлении инноваций; - наличие и перспективные возможности школы в области осуществления инновационных преобразований, опытно-экспериментальной и научно-методической работы; - ход, развитие и результаты инновационных процессов; - опытно- экспериментальную и научно-методическую работу; - деятельность непосредственно-подчиненных сотрудников; 3.2. прогнозирует: - последствия запланированных инновационных процессов; - результаты опытно-экспериментальной и научно-методической работы; - тенденции изменения ситуации в обществе и в образовании для корректировки стратегии развития школы; 3.3. планирует и организует: - процесс разработки и реализации программы развития школы, разработку и выполнение основных направлений развития; - разработку общих требований к процессам и результатам деятельности по развитию школы и критериев их оценки; - мероприятия по повышению профессиональной, научно-методической компетентности участников инновационной и опытно-экспериментальной деятельности в вопросах развития школы; - изучение, обобщение и распространение опыта осуществления инновационной, опытно-экспериментальной и научно-методической деятельности в школе; - сбор и накопление информации о значимых для школы методических разработках и инновациях; - систему научно-методической, опытно-экспериментальной и инновационной работы в школе; - систему внешних связей школы, необходимых для успешного осуществления инновационной, опытно-экспериментальной и научно-методической деятельности школы; - систему контроля за ходом инновационной, опытно-экспериментальной и научно-методической деятельности; 3.4. координирует: - опытно-экспериментальную и научно-методическую работу школы; - совместную деятельность отдельных участников инновационного процесса и их групп; - взаимодействие инновационной деятельности работников школы и привлекаемых представителей сторонних организаций; - взаимодействие представителей администрации школы, служб и подразделений, обеспечивающих развитие школы; - взаимодействие между представителями педагогической науки и практики; 3.5. руководит: - опытно-экспериментальной, научно-методической и инновационной деятельностью педагогов и учащихся школы; - работой общешкольных коллегиальных органов, курирующих проблемы развития школы (научно-методического совета, экспертного совета и т.п.); - осуществлением системы стимулирования участников опытно-экспериментальной, научно-методической и инновационной деятельности в школе; - созданием благоприятной инновационной обстановки в школе; 3.6. контролирует: - реализацию стратегии развития школы; - соответствие хода инновационных, опытно-экспериментальных и научно-методических процессов и их результатов; ресурсное обеспечение инновационных, научно-методических и опытно-экспериментальных процессов в школе; - выполнение принятых решений по вопросам развития школы; 3.7. корректирует: - ход реализации основных направлений развития школы, программ научно-методической, опытно-экспериментальной и инновационной работы; 3.8. разрабатывает: - методические документы, обеспечивающие инновационную, научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную деятельность; - нормативные документы для структур, участвующих в развитии школы; - технологии осуществления процедур инновационной, опытно-экспериментальной и научно-методической деятельности; - отдельные фрагменты программ развития школы, других стратегических документов; 3.9. консультирует: - участников инновационной, опытно-экспериментальной и научно-методической деятельности по принципиальным вопросам; - лиц, привлекаемых к сотрудничеству со школой по вопросам специфики образовательного учреждения, его задач, программ обновления и т.д.; 3.10. оценивает, экспертирует: - стратегические документы школы (учебный план, образовательную программу, концепцию и программу развития школы); - предложения по организации тех или иных нововведений и установлению связей с внешними партнерами; 3.11. редактирует: - подготавливаемые к изданию методические материалы о развитии школы, результатах исследований, экспериментов; 3.12. принимает участие в: - подборе и расстановке педагогических кадров; 3.13. обеспечивает: - помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий; - своевременное составление, утверждение и предоставление отчетной документации в пределах своей компетенции; - использование в своей деятельности компьютерных технологий, в т.ч. текстовых редакторов и электронных таблиц; - соблюдение прав и свобод учащихся; - уважение человеческого достоинства, чести и репутации учащихся; - поддержание учебной дисциплины, режима посещения занятий; - охрану жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса; - выполнение правил охраны труда и пожарной безопасности; - своевременную и качественную паспортизацию кабинета или другого закрепленного за ним помещения; - сохранность оборудования, мебели и санитарного состояния закрепленного помещения; - своевременное информирование заместителя директора (организационно-педагогическая работа) и дежурного администратора о невозможности выхода на работу из-за болезни; - в течение 7 календарных дней после письменного уведомления специалистом по кадрам об истечении срока действия квалификационной категории, срока решения аттестационной комиссии о соответствии занимаемой должности, срока отсрочки от такой аттестации непосредственно подчиненных педагогических работников предоставление директору школы мотивированной, объективной и всесторонней характеристики на таких педагогических работников; 3.14. проходит: - обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры; - обязательное обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим. 4. ПРАВА Заместитель директора (научно-методическая работа) имеет право в пределах своей компетенции: 4.1. присутствовать: - на любых мероприятиях, проводимых участниками инновационного процесса (без права входить в помещение после начала занятий без экстренной необходимости и делать замечания педагогу в течение занятия), предупредив педагога не позднее, чем накануне; 4.2. давать: - обязательные распоряжения участникам инновационной деятельности и младшему обслуживающему персоналу; 4.3. привлекать: - к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном Правилами о поощрениях и взысканиях; 4.4. принимать участие в: - разработке инновационной политики и стратегии развития школы, в создании соответствующих стратегических документов; - разработке любых управленческих решений, касающихся вопросов развития школы, проведения инновационной, научно-методической, опытно-экспериментальной работы; - разработке положений о подразделениях, занимающихся работой по развитию школы, их компетенции, обязанностей, полномочий, ответственности; ведении переговоров с партнерами школы по научно-методической, опытно-экспериментальной и инновационной деятельности; 4.5. вносить предложения о: - создании и ликвидации временных творческих коллективов, других групп и объединений, занимающихся методической, инновационной, творческой, поисковой деятельностью; - начале, прекращении иди приостановлении конкретных инновационных действий, проектов, экспериментов; - поощрении, моральном и материальном стимулировании участников инновационной деятельности в школе (в том числе при проведении аттестации); 4.6. устанавливать: - от имени школы деловые контакты с лицами и организациями, могущими способствовать развитию школы; 4.7. запрашивать: - для контроля и внесения корректив рабочую документацию различных подразделений, служб и отдельных участников инновационной деятельности (положения, планы, программы экспериментов, материалы наблюдений, контрольные работы и т.д.); - у руководства, получать и использовать информационные материалы и нормативно-правовые документы, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей; 4.8. проводить: - приемку работ, выполненных по заказу школы различными исполнителями (как из числа школьных работников, так и из сторонних организаций); 4.9. контролировать и оценивать: - ход и результаты групповой и индивидуальной методической и инновационной деятельности, налагать вето на новшества, исследования, эксперименты, чреватые перегрузкой учащихся и педагогов, ухудшением их здоровья, нарушением техники безопасности, не предусматривающие профилактики, компенсации и преодоления возможных негативных последствий; 4.10. требовать: - от участников воспитательного процесса соблюдения норм и требований профессиональной этики, выполнения принятых школьным сообществом планов и программ (носящих обязательный характер); 4.11. повышать: - свою квалификацию. 5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за не использование прав, предоставленных настоящей Инструкцией, а также принятие управленческих решений, повлекшее дезорганизацию образовательного процесса, заместитель директора (научно-методическая работа) несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение. 5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, заместитель директора (научно-методическая работа) может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». 5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации опытно-экспериментальной работы заместитель директора (научно-методическая работа) привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством. 5.4. За виновное причинение Школе или участникам образовательного процесса ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, а также не использование прав, предоставленных настоящей инструкцией заместитель директора (научно-методическая работа) несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством. 6. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ. СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ Заместитель директора (научно-методическая работа): 6.1. работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы; 6.2. самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждый учебный модуль. План работы утверждается директором школы не позднее пяти дней с начала планируемого периода; 6.3. представляет директору письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц в течение 10 дней по окончании каждого учебного модуля; 6.4. получает от директора школы информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами; 6.5. визирует приказы директора школы по вопросам организации научно-исследовательской, опытно-экспериментальной и инновационной деятельности; 6.6. систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками и заместителями директора школы; 6.7. исполняет обязанности директора школы, его заместителей и педагогов в период их временного отсутствия (отпуск, болезнь и т.п.). Исполнение обязанностей осуществляется в соответствии с законодательством о труде и Уставом школы на основании приказа директора; 6.8. информирует администрацию школы о возникших трудностях на пути осуществления научно-исследовательских и инновационных программ; 6.9. передает директору информацию, полученную на совещаниях и семинарах, непосредственно после ее получения. Примечания: 1. Название должности «Заместитель директора» соответствует названию должности в «Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР)» и в Постановлении Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости». Именно эта должность и должна быть вписана в трудовую книжку сотрудника. Уточнение названия в скобках (научно-методическая работа) соответствует основным трудовым функциям конкретного работника, и его можно вписать в трудовую книжку именно в скобках.