16.10.2024
Школьная медиация является одним из направлений воспитательной работы, основным контингентом работы школьных служб медиации являются обучающиеся средних и старших классов. Также в сферу деятельности специалистов школьных служб медиации могут входить: педагоги, родители, административные работники образовательной организации.
«Мета-целью» школьной медиации является развитие у всех участников образовательного процессов «культуры диалога» (или «цивилизованного урегулирования конфликта»), элементами которой являются готовность и способность конфликтующих сторон:
-
принять участие
в переговорах с соблюдением базовых
принципов медиации (добровольности, равенства, конфиденциальности, нейтральности медиатора);
-
в
процессе переговоров соблюдать базовые этические принципы взаимодействия (сводя к минимуму
вероятность несправедливости
и насилия над личностью);
-
в результате переговоров принять ответственное, осознанное и самостоятельное решение, которое удовлетворит их либо полностью
(консенсус), либо частично
(компромисс).
Школьная служба медиации это:
·
Разрешение конфликтов силами самой школы.
·
Изменение традиций реагирования на
конфликтные ситуации.
·
Профилактика школьной дезадаптации.
Школьная жизнь – это сложный процесс, включающий в
себя не только учебные ситуации, но и совершенно разные уровни взаимодействия
большого количества людей: родителей, педагогов, обучающихся.
В ходе этих отношений не редко возникают конфликтные
ситуации. Служба школьной медиации предназначена для того, чтобы создать
условия, где две конфликтующие стороны смогли бы снова понимать друг друга и
договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем.
Задача Службы школьной медиации
Сделать так, чтобы максимальное число конфликтов
разрешалось восстановительным способом.
Восстановительный подход к разрешению конфликтов
позволяет избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний,
самостоятельно разрешить ситуацию (возместить ущерб, договориться, извиниться,
простить), избежать повторения подобного в будущем.
Безопасность в школе – это уверенность, спокойствие,
отсутствие страха, знание того, что никто не останется безучастным к твоим
проблемам. Это хороший микроклимат в школьном коллективе, помощь и забота
старших обучающихся о младших, взаимопонимание между взрослыми и детьми.
Школьная медиация создает основу для формирования
безопасного пространства в образовательном учреждении.
Служба школьной медиации работает на основании
действующего законодательства, Устава школы и Положения о школьной Службе
медиации.
- Правовой основой создания и деятельности служб школьной медиации является:
- ü Конституция Российской Федерации;
- ü Гражданский кодекс Российской Федерации;
- ü Семейный кодекс Российской Федерации;
- ü Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- ü Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- ü Конвенция о правах ребенка;
- ü Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов;
- ü Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»;